Зайцева Н.К., к.п.н.

Развитие профессиональных компетенций студентов профессионально-педагогического колледжа в системе непрерывного профессионального образования

Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию. В наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его умения адаптироваться к изменяющимся условиям труда. В ситуации динамичного социально-экономического развития страны в анализе запросов местного сообщества, запросов обучающихся и изменившегося заказа государства появляются новые потребности в новых результатах образования.

Под компетенцией мы понимаем общую способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность.

Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность студента, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, его занятость во внеучебное время и т.д. Таким образом, можно сказать, что формирование профессиональных компетенций образуют адаптация, социализация, интеграция в социум и самореализация личности.

Остановимся подробнее на студенте, умеющим быстро приспосабливаться к новым условиям окружающей его действительности, в учебной и внеучебной деятельности, то есть его социальной и профессиональной деятельности. Говоря о социальной адаптации обучающихся, следует отметить, что она обеспечивает их интеграцию в студенчество как особую социальную группу с учетом специфики будущей профессии и означает принятие ее норм, ценностей, стандартов и требований на основе творческой активности самого будущего учителя.

Под социальной адаптацией студентов колледжа нами понимается педагогически орга­низованный процесс внутренней и внешней гармонизации отношений личности будущего учителя со средой, когда личность активно приспосабливается к нормам и требованиям образовательного учреждения и будущей профессии, уравновешивает свои потребности и требования среды на основе наличия устойчивой положительной педагогической мотивации, обусловленной последовательной целенаправленной ориентацией учебно-воспитательного процесса на освоение будущим учителем ценностей, норм, правил осуществления педагогической деятельности, профессионализацией сознания будущих учителей.

В своем исследовании мы выделили следующие компоненты социальной адаптации, такие как:

познавательно-ориентационный компонент включает в себя способности к серьезной умственной деятельности при изучении различных учебных дисциплин, а также в учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности; умелое использование полученных ранее знаний; желание самостоятельно добывать недостающие знания;

- ценностно-мотивационный компонент определяет отношение студента к выбранной профессии;

- социально-психологический компонент мы охарактеризовали системой норм и правил, ценностных установок, убеждений, взглядов, принципов, определяющих отношение студента к себе, к сокурсникам, к преподавателям, его позицию в данном учебном заведении;

деятельностно-инструментальный компонент предполагает выявление степени владения студентом методами, приемами, технологиями выполнения разнообразных видов деятельности, в первую очередь профессионально значимых, сформированности у него методологических умений, в том числе ставить цели, отбирать способы их достижения, анализировать полученные.

Формирование перечисленных компонентов в единстве обеспечивает успешную социальную адаптацию выпускников педагогического колледжа, как формы организации непрерывного профессионального образования, решая таким образом задачу гармонизации его отношений с окружающей социальной средой. При этом основой социальной адаптации выступает ценностно-мотивационный компонент, стимулирующий формирование деятельностно-инстументального компонента; включение студента в разнообразные виды деятельности (учебная, учебно-исследовательская (участие в социальных проектах) и научно-исследовательская, внеучебная – воспитательная, учебно-профессиональная) активизирует формирование познавательно-ориентационного и социально-психологического компонентов социальной адаптации будущего учителя.

Педагогическая деятельность по организации процесса социальной адаптации будущих учителей в системе непрерывного профессионального образования представлена моделью, включающей педагогические условия, принципы педагогической деятельности и этапы педагогической деятельности. В процессе социальной адаптации будущих учителей целесообразно выделить три этапа.

1 этап – поисковый (профориентационный), где основной целью являлось помощь будущим учителям в определении соответствия личных интересов, склонностей и способностей абитуриентов требованиям профессии, оказание помощи школьникам в раскрытии возможностей личностной самореализации в профессиональной педагогической деятельности. Этот этап предполагает совместную деятельность педагогов школы (педагогических классов) и колледжа с целью облегчения кризиса дезадаптации, переживаемого будущим учителем при поступлении в колледж. На поисковом этапе акцент делается на формировании познавательно-ориентационного компонента социальной адаптации будущих учителей.

2 этап – основной (I-II курсы профессионально-педагогического колледжа). Цель: способствовать созданию атмосферы психологического комфорта в коллективе, включению в новую социальную роль студента, принятию новых условий обучения, а также овладение основами общеобразовательных и профессионально ориентированных дисциплин и выработка на этой основе педагогической эрудиции, представлений о специфике профессии учителя, осознание значимости и важности выбранной профессии, включение в различные виды внеучебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности. На основном этапе формируются главным образом ценностно-мотивационный и социально-психологический компоненты социальной адаптации. Данный этап делится на две стадии: 1) мотивационно-ориентировочную; 2) рефлексивно-преобразующую.

3 этап – заключительный (II-IV курсы профессионально-педагогического колледжа). Цель: совершенствование практических умений и навыков, повышение творческих возможностей и степени самостоятельности в решение педагогических задач, самореализация студентов в педагогической деятельности. На данном этапе происходит адаптация будущих учителей к условиям профессиональной деятельности в процессе педагогической практики. На заключительном этапе особое внимание обращается на формирование деятельностно-инструментального компонента социальной адаптации будущих учителей.

 Процесс социальной адаптации будущих учителей в системе непрерывного профессионального образования реализуется успешнее при создании следующих инвариантных педагогических условий:

  • · наличие особой педагогически ориентированной образовательной среды, обеспечивающей непрерывность поступательного развития личности и гуманистически ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса;
  • · реализация педагогических возможностей учебных дисциплин в формировании активной жизненной позиции студентов по отношению себе и своей деятельности;
  • · обогащение содержания профессиональных функций педагога в условиях непрерывного педагогического образования;
  • · оказание студенту педагогической помощи в разных ее видах в зависимости от этапа социальной адаптации и специфики переживаемого кризиса.

Результаты отсроченной педагогической диагностики показали, что перечисленные инвариантные условия обеспечивают успешную социальную адаптацию учителей не только на ступени среднего профессионального образования, но и при продолжении их обучения в педагогиче­ском вузе.

Инвариантные условия дополняются вариативными:

На поисковом (профориентационном) этапе:

  • · проведение профориентационной работы в различных формах, обеспечивающих формирование ценностно-мотивационного и познавательно-ориентировочного компонентов социальной адаптации будущих учителей;
  • · разработка форм учебной и внеучебной деятельности, общих для школы и колледжа;
  • · привлечение преподавателей и педагогов УНПК к профориентационной работе в 9-х классах школ, входящих в комплекс, с целью усиления мотивации обучения, формирования осознанного выбора профессии, следовательно, успешной социальной адаптации к новому образовательному учреждению;
  • · организация различных видов социально значимой деятельности, осуществляемой совместно школьниками и студентами педагогического колледжа, что обеспечивает формирование социально-психологического компонента социальной адаптации будущих учителей.

На основном этапе:

1) мотивационно-ориентировочная стадия – условия, направленные на развитие интереса у студентов к учебной и внеучебной деятельности и формирование самоорганизации в новом учебном коллективе, которые в большей степени влияют на начальный период обучения и направлены на снятие моментов неуверенности и тревожности, составляющих главное содержание дезадаптационных процессов на данном этапе:

  • · создание благоприятного морально-психологического климата в группе, на отделении, в учебном заведении;
  • · организация разновозрастного педагогического общения с целью эффективного ознакомления с особенностями образовательной среды в колледже и условиями профессиональной деятельности;
  • · объединение усилий всех отделов профессионально-педагогического колледжа (учебного, воспитательного, научного, спортивно-оздоровительного) с целью повышения уровня социальной адаптированности студентов;

2) рефлексивно-преобразующая стадия – условия, направленные на формирование и развитие осознанного отношения студентов к процессу обучения, социализацию студентов через сопоставление себя и других, включение в активную учебно-познавательную и внеучебную деятельность:

  • · применение способов активизации учебной деятельности (исследовательский подход к проведению занятий, введение тем, связанных с новыми перспективами науки, передовым опытом и т.д.);
  • · проведение лекционных занятий с применением исследовательского материала, для формирования основ самостоятельного мышления, когда требуется обращенность к научной литературе, происходит приобщение к научной деятельности;
  • · применение на занятиях эффективных традиционных и нетрадиционных способов учебной деятельности; проблемных методов обучения с целью повышения практических навыков самостоятельной работы, укрепления интереса к учебной деятельности; методов, создающих условия для проявления коммуникативной активности: дискуссий, деловых игр, способов организации самостоятельного поиска истины;
  • · своевременное диагностирование уровня адаптации, что позволяет проектировать на этой основе остальные этапы развития исследуемой деятельности;
  • · оказание педагогической помощи разных видов (руководство, сопровождение, поддержка) с целью создания условий для самостоятельного выбора студентами колледжа собственного стиля в различных видах деятельности и общения.

На завершающем этапе:

  • · совершенствование форм воспитательной работы со студентами, способствующей получению удовлетворения и стимулирующей учебную, воспитательную и научную деятельность;
  • · развитие студенческих коллективов, в том числе разновозрастных;
  • · привлечение студентов в совет студенческого самоуправления, который является формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью, а также к добровольному включению во все сферы деятельности в процессе обучения в колледже, что обеспечивает гибкое и оптимальное приспособление к требованиям различных видов деятельности и общения;
  • · моральное и материальное стимулирование наиболее успешных и способных студентов.

При реализации указанных педагогических условий мы опирались на следующие принципы:

– принцип целостного и гармоничного формирования личности будущего педагога во всех формах и видах подготовки на основе общечеловеческих ценностей;

– принцип гуманизации отношений в педагогическом процессе, ориентирующий преподавателей колледжа на организацию такого взаимодействия со студентами, благодаря которому достигается щадящее включение будущего учителя в образовательную среду педагогического колледжа, а впоследствии – и в профессиональную среду, предполагающий оказание студенту в процессе социальной адаптации педагогической помощи в разных ее видах;

– принцип индивидуального (персонифицированного) подхода, который означает учет в процессе социальной адаптации индивидуальных особенностей студентов;

– принцип творческой самореализации будущих учителей, который отражает зависимость формирования ценностного отношения к педагогической профессии от степени развития творческой свободы личности и уровня развития ее культурного потенциала;

– принцип технологизации деятельности по социальной адаптации будущих учителей, предполагающий гарантированное достижение ожидаемого результата;

– принцип апперцепции, предполагающий зависимость обучения от прошлого опыта студентов, в основе которого лежит такая целостная характеристика процесса социальной адаптации, как непрерывность.

Более выраженная динамика социальной адаптированности будущих учителей обусловлена рядом педагогических обстоятельств: в системе непрерывного профессионального педагогиче­ского образования наиболее полно реализуются возможности учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего гармоничное включение студентов в учебную и профессиональную среду, в разнообразные виды социально значимой деятельности; создается благоприятная обстановка для реализации инвариантных и вариативных педагогических условий, способствующих успешной социальной адаптации будущих учителей. Оптимальным образом осуществляется преемственность между разными видами деятельности, в которые оказывается вовлеченным будущий учитель (учебная, профессиональная, досуговая, исследовательская и др.).

Следовательно, процесс социальной адаптации студентов колледжа направлен на формирование таких общих и профессиональных компетенций, как способность работать в команде, способность извлекать и анализировать информацию из разных источников, способность принимать решения и планировать собственную деятельность, владение различными социальными ролями в коллективе, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций в бытовой и культурно-досуговой сфере. Определять цели и задачи учебных, внеурочных и внеклассных занятий, планировать и проводить уроки, внеурочные и внеклассные занятия, уметь осуществлять педагогический контроль и анализ уроков и т.п. -  безусловно,  вышеназванные компетенции закладывается средним профессиональным образованием, которые необходимы не только для дальнейшего успешного профессионального становления, но и для саморазвития личности.

Литература:

  1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. –http://quality.petrsu.ru/file/74
  3. Полькина С.Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования // На сайте: http://www.orenedu.ru/files/internet/profili/didakt/docs/2b
  4. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.р