О.А. Репникова, воспитатель МКОУ 
«Отрадненская средняя школа городского округа  город Михайловка  Волгоградской области

 

Педагогической поддержка

инициативы дошкольников в творческой деятельности

Опираясь на основополагающую цель ФГОС ДО по созданию развивающей среды, воспитатели обеспечивают творческую деятельность дошкольников таким образом, чтобы предоставить возможность каждому реализовать свои способности. Для создания условий творческого развития через непосредственное общение с ребенком необходимо помнить о поддержке индивидуальности и инициативы каждого, а также уметь применять определенные техники мотивации. Можно изучить труды великих педагогов и психологов, много знать и уметь, но если воспитатель не научит ребенка применять полученные знания на практике, не выведет их на уровень действий, все педагогические знания можно свести к нулю.

С моей точки зрения, целесообразно поддерживать в детях уверенность в своих творческих способностях, так как это ведет к усилению мотива достижения, следовательно, обеспечивает более высокие достижения независимо от реального уровня одаренности. Это возможно при педагогической поддержке инициативы дошкольников в творческой деятельности.

         Раскрывая сущность понятия «педагогическая поддержка», ученыеподчеркивают, что его смысл заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне. С.И. Попова определяет понятие «педагогическая поддержка», как воздействие педагога, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребенка в жизненно важных ситуациях его развития, в системе отношений, направленных на оказание помощи «здесь» и «сейчас».

         Н.Н. Михайлова и С.м. Юсфин рассматривают педагогическую поддержку как деятельность, укрепляющую ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающей ему преодолеть ее за счет индивидуальных способностей и возможностей.

         Г.б. Корнетов считает, что педагогика поддержки направлена на то, чтобы помочь ребенку познать самого себя, свою неповторимость, реализовать собственную индивидуальность построить собственную траекторию жизненного пути.

Инициатива в творческой деятельности характеризуется через самоопределение личности по отношению к своим потенциальным возможностям на основе рефлексии этих возможностей. Критериями проявления дошкольником инициативы в творческой деятельности являются интерес, автономность, ощущение себя творцом. В творческой деятельности по реализации собственных инициатив дошкольник имеет возможность по своему желанию изменить или прекратить свою работу в любой момент.

Выделяю следующие компоненты педагогической поддержки дошкольника в реализации инициативы в творческой деятельности.

  • Включенность (воспитатель уделяет ребенку время, внимание и предоставляет возможности совершать открытия, реализовывать себя в творческой деятельности.
  • Направленность на автономию (воспитатель поддерживает собственную инициативу ребенка, предоставляет возможность выбора, самостоятельного решения проблем; минимизирует контроль и действует, ориентируясь на перспективы ребенка).
  • Руководство (взрослый организует и направляет творческую деятельность ребенка).

Таким образом, инициатива дошкольника в творческой деятельности обеспечивается реализацией воспитателем компонентов педагогической поддержки: направленности на автономию, включенности воспитателя в творческую деятельность ребенка и руководство ею.