Ю.И. Дудченко,
Методист ГБПОУ "Михайловский профессионально-педагогический
колледж имени В.В.Арнаутова"
Культура речи как фактор формирования имиджа педагога
Образ педагога обсуждался во все времена; эта тема стала ещё более актуальной сегодня, когда в России реформируется образовательная система. Педагоги - люди, которые всегда на виду, ведь рядом с ними находятся дети, родители и коллеги. Значимость имиджа педагога, воспитателя трудно переоценить.
Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж - это совокупность представлений общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом, эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа. Несоответствие статусу считается вызовом обществу, противопоставлением себя обществу.
Личность педагога во многом способствует формированию личности учащихся, при этом работа преподавателя альтруистична, а значит, имидж педагога - это не только индивидуальная цель. Так как сущность труда преподавателя - обучение, следовательно, забота педагога о своём имидже - это также профессиональное требование и немаловажная задача.
Формирование имиджа педагога, обеспечивается не отдельным компонентом, а их системой, взаимосвязью и взаимообусловленностью различных элементов. Важны и внешний вид педагога, и его внутреннее состояние. Как целостная система, имидж педагога характеризуется устойчивыми связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру. Имидж педагога складывается из нескольких составляющих:
1) визуальная привлекательность (это не только наши физические данные, но и общее впечатление ухоженности);
2) невербальное поведение (это язык подсознания, мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка, также невербальное поведение - это проявление культуры - доброжелательная улыбка, приветливые жесты, знаки внимания и т.п.);
3) манеры и этикет (это показатель культурного уровня человека, отражение его нравственности и интеллекта), в том числе речевой этикет - это вербальные формы выражения вежливых отношений между людьми. При этом имеют значение и интонация, выбор слов и построения фраз. Правильное их использование даёт возможность избежать отрицательных эмоций при общении;
4) соответствие необходимому образу (удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо мы можем войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. Актёры используют в качестве вспомогательных средств декорации, костюм, грим. Педагог, входя в класс, тоже выходит на сцену. Он имеет очень требовательную и внимательную публику);
5) обаяние (обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии). Имиджмейкеры считают, чтобы стать обаятельным, нужна внутренняя установка, прежде всего надо полюбить себя, тогда повысится самооценка и возможности творческой самореализации;
6) вербальное поведение (речь одно из средств самовыражения, она организует работу интеллекта, вербальное поведение - это основное орудие педагога, которым он должен мастерски владеть, чтобы донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой, риторическими приёмами).
Итак, самым важным компонентом имиджа педагога является вербальное поведение, речевой этикет. Это мнение не только опытных преподавателей, имиджмейкеров, но и мудрецов, которые высказали утверждение, что вначале было слово.
Голос – звучащий имидж педагога. «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы можем определить степень интеллектуальности человека», - утверждал Д.С. Лихачев. Личность педагога в образовании – личность носителя культуры. Особенно большое значение имеет культура устной речи – чистота, грамотность, умение управлять сопутствующими ей мимикой и жестами, интонацией и даже тембром голоса.
В профессии педагога слову принадлежит ведущая роль — оно является главным инструментом воздействия на личность воспитанника, «орудием» его обучения и развития. Педагог – «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, другие принципы педагогики.
К устной речи современного педагога предъявляем ряд требований, основным из которых, безусловно, выступает грамотность. Рассматриваем ее в наиболее общем смысле — как отсутствие ошибок, «слов-паразитов», умение изъясняться кратко, когда ситуация не требует детального уточнения. Однако, грамотность — не единственная значимая характеристика устной речи, поскольку владение ее выразительными возможностями во многом обусловливает эффективность работы современного педагога. Более детально рассмотрим сущность и значение эмоциональной, лексической, фонетической, грамматической и звуковой выразительности в профессиональной деятельности педагога.
Эмоциональная выразительность — характеризуется «насыщенностью» чувствами произносимых слов, речи в целом. По некоторым данным, понимание речи на 40 % зависит от ее экспрессивной партитуры. В педагогической профессии, как ни в какой другой, важно выражать искреннее отношение к произносимому, значима — «артистичность» интонаций, поскольку это позволяет оказывать эффективное воспитательное воздействие. Эмоционально окрашенные отдельные слова или произносимые с «особой интонацией» фразы делают речь педагога «живой», акцентируют внимание на наиболее важных моментах. И наоборот — ровная, не насыщенная чувствами речь педагога не может мотивировать к изучению материала, развитию интереса воспитанников к чему-либо, снижая тем самым эффективность образовательного процесса;
Лексическая выразительность — это свойство речи, основанное на использовании точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, а так же синонимов, омонимов и терминов. Потенциал русского языка в выражении мысли человека — очень широк. В целях профессионального самосовершенствования необходимо постоянно обогащать речь, используя ее лексическое богатство;
Фонетическая выразительность — это умение педагога владеть хорошим и грамотным произношением, ритмикой, темпом и громкостью. Не уместен для педагога «пулеметный» темп, еще хуже крик, а тем белее визг. Старая восточная мудрость гласит: если ты кричишь, значит, ты не прав и слаб. Не маловажную роль играет тембр голоса — это обязательный атрибут речи каждого педагога и не только. Бас, баритон всегда ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портят восприятие даже правильных по смыслу слов.
Грамматическая выразительность — по мнению большинства исследователей менее значительна и менее заметна. Однако данную особенность активно используют писатели, поэты, расширяя границы выражения своих эмоций. Также и педагог, к примеру, употребляя одну форму числа имен существительных вместо другой, придает отрицательные, реже — положительные оттенки значения конкретному слову, высказыванию…
Звуковая выразительность, так же присуща педагогам. Она заключается в сопровождение высказываний уместным/неуместным покашливанием, вздохами, хмыканьем, смехом, несущими смысл звуками «у-у-у», «а-а-а».
Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
Литература
1.Внешний вид педагога и его имидж в общей системе взаимодействия https://allbest.ru/otherreferats/pedagogics/00127334_0.html
- Любимова Т.Г. Модель имиджа педагога // https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/11/27/model-imidzha-pedagoga
- Педагогическое мастерство. Учебно-методическое пособие /Иссык-Кульского государственного университета им К. Тыныстанова. - Каракол, 2015.- 100 с.