Т.А. Загороднева,
воспитатель
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию
детей №1 им. П.А. Юдина" г. Михайловки
ЗНАЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Система дошкольного образования является первоначальным звеном всего педагогического образования. Период от рождения до поступления в школу- возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний, умений и усвоения различных видов деятельности. На данном этапе формируются первичные навыки и знания в развитии речи, чтении, формирования математических представлений, конструировании, изобразительной деятельности, ознакомления с окружающим миром, музыкальном и физическом развитии.
К концу дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению учебной деятельности и системы конкретных и обобщённых знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к школьному обучению.
Правовыми основами развития и функционирования дошкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребёнка, Декларация прав ребёнка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации « Об образовании»).
Для концепции непрерывного образования особенно важны следующие положения этих документов: конституционное право каждого ребёнка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получения образования, гуманистического по своему характеру, бережное отношение к индивидуальности каждого ребёнка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка. Идея непрерывности образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется, что актуализирует задачу создания концепции, раскрывающей современные подходы к целям и содержанию непрерывного образования на первых его ступенях - дошкольном и начальном школьном.
Концепция строится на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:
- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательному и бережному отношению к каждому, исключение принуждения и насилия.
- открытость человека изменяющемуся миру.
- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребёнка; опора на достижения предыдущего этапа развития.
- индивидуализация образования: учёт способностей интересов, темпа продвижения ребёнка.
- создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Цели и задачи непрерывного образования для детей дошкольного возраста могут быть сформулированы как:
- воспитание нравственного человека.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, физического и психического развития.
Непрерывность дошкольного образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности.
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества.
Характеристика ребёнка перед поступлением в школу.
Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач. Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребёнок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинства других.
В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную тему. Находясь в обществе сверстников, в предметно насыщенной среде, ребёнок легко выбирает себе род занятий, обнаруживает способности к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребёнка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссёрской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развёртывания сюжетной линии, сказках, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действий, развития функции воображения и становления произвольности предметных действий. Волевое начало в действиях ребёнка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способности достижения цели, старается сделать продукт качественно. Произвольность также проявляется в социальном поведении, ребёнок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребёнка. Он проявляет широкую любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными отношениями. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребёнка в разных видах деятельности, в сфере отношений.
Таким образом, учитывая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что дошкольное воспитание и образование является неотъемлемой частью непрерывного образования в целом.