den otkrytyh dverey042024

О.В. Харсеева,

                           преподаватель математических

                                и естественно научных дисциплин

                ГБПОУ «Михайловский

                               профессионально- педагогический

                            колледж имени В.В. Арнаутова»

УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

На базе ГБПОУ «Михайловский профессионально-педагогический колледж имени В.В. Арнаутова» имеется ряд специальностей таких как: дошкольное образование, преподавание в начальных классах и коррекционная педагогика в начальном образовании, которые готовят будущих учителей. На данных специальностях, студенты изучают курс учебной дисциплины - «Естествознание», которая реализуется согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (1).

Для развития профессиональной компетенции, как способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных знаний, наиболее подходит курс Естествознания. Эта дисциплина преподавалась еще в учительских семинариях в подготовке учителей. Отечественная методика естествознания имеет почти двухсотлетнею историю, в создании которой, участвовало большое число ученых-биологов, методистов и учителей, которым принадлежат многочисленные методические пособия и учебники.

Еще Н.К.Крупская указывала на огромное значение естествознания в школьном обучении. Она настаивала на признании естествознания как основного предмета школьного обучения для учащихся всех возрастов, т.к. оно дает материалистическое понимание явлений, возможность использовать целесообразно силы природы.

Те студенты, которые выбрали профессию педагога, берут на себя ответственность за тех, кого они будут учить и воспитывать.

В подготовке будущих педагогов необходимо у каждого студента выработать объективность оценки собственных возможностей, знать свои слабые и сильные стороны. Сформировать качества, которые являются значимыми для данной профессии – это особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности. Конечно же, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности таких как – мышление, память, восприятие, представление, внимание. Культура поведения, общения и педагогическое общение в частности являются ключевыми качествами будущего учителя.

В подготовке специалистов данного профиля, необходимо сформировать понятие педагог, как образец, которому сознательно, а чаще несознательно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель. Курс естествознания позволяет поэтапно сформировать ряд качеств будущего специалиста:

1. Позволяет студентам освоить знания о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

2. Студенты данных профессий за период обучения овладеют умениями применять полученные знаниядля объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

3. На проводимых занятиях в ходе изучения дисциплины осуществляется развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

4. Рассматриваются вопросы о применении естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотном использовании современных технологий; охраны здоровья и окружающей среды.

Программа по изучению «Естествознания» включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии», обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям гуманитарного профиля.

Сегодняшним студентам нашего колледжа предстоит обучать поколение людей нового века. Его ученики будут нести ответственность за судьбу нашей планеты в третьем тысячелетии. Смогут ли они понять, что единственный путь, по которому следует идти человеку в его отношениях с природой через познание ее законов с целью их сознательного использования?

Если да, то это будет результат нашего труда. 

Литература

1. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобнауки России от 29.05.2007 №03-1180.

2. Примерная программа учебной дисциплины Естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (авторы А.Ю. Пентин кандидат физико-математических наук, Т.А. Боровских кандидат педагогических наук и В.С. Рохлов кандидат педагогических наук), утвержденной  Министерством образования и науки Российской Федерации, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» в 2008 г.