den otkrytyh dverey042024

                                                                                                        Л.Н. Дородникова,

преподаватель ГБПОУ «Михайловский

профессионально-педагогический

колледж имени В.В. Арнаутова»

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

В настоящее время в научной литературе много говорится о формировании профессионализма педагогической деятельности. И это не случайно, так как от профессионализма учителя в большой степени зависит развитие российского образования.

Обеспечение качественного образования, равной доступности для всех граждан требует институциональной перестройки образовательной системы, обновления ее структуры и содержания, усиления практической направленности образовательных программ и их дидактического обеспечения, формирования системы непрерывного профессионального образования. В связи с этим приоритетной задачей системы подготовки педагогических кадров становится повышение уровня их профессионализма.
        Давно известна прекрасная истина: яркую, творческую личность ребенка не сможет сформировать нетворческий, посредственный учитель, поэтому в условиях социально- экономических перемен и модернизации образования очень важной задачей является формирование личности учителя-мастера, профессионала. Педагог должен занимать ключевую позицию в образовательном процессе, и от его квалификации, его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования. 

Профессионализм является показателем качества подготовки специалиста в решении специальных задач в области интеллектуальной деятельности и творчества.

  По мнению многих ученых, профессионализм - это свойство личности педагога, отражающее уникальное для каждого педагога содержательное наполнение входящих в состав педагогической деятельности компонентов профессионально-педагогической компетентности, нравственности, инициативы и педагогического мастерства. Профессионально-педагогические компетентности в педагогике раскрываются через такие понятия, как владение, обладание учителем компетенциями, включающими знания, умения, навыки, способы деятельности, а также личностное отношение педагога к ним и предмету деятельности.

 Профессионализм педагогической деятельности заключается в том, что педагог владеет искусством средствами своего предмета формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач. С понятием профессионализм тесно связано понятие «педагогическое мастерство», рассматриваемое как качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированный на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения. Традиционно педагогическое мастерство рассматривается как совокупность эрудиции, способностей и педагогической техники.

Основу профессионализма составляют профессиональные знания, включающие знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение интегрировать полученные знания для решения педагогических задач, анализа педагогических ситуаций.

Педагогические способности - это ансамбль свойств личности, отвечающий требованиям педагогической деятельности и обеспечивающий легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов.  Обобщая различные подходы к определению педагогических способностей, мы выделили следующие группы профессионально значимых способностей учителя:

1) гностические - способности к изучению, исследованию педагогических объектов, предметов, явлений;

2) проектировочные - способности определять, формировать цели и задачи педагогической деятельности;

3)  конструктивные - способности в планировании педагогической деятельности в соответствии с целями и задачами;

4) организаторские - способности организовывать свою деятельность и деятельность учащихся;

5) перцептивные - способности, позволяющие понимать субъекта на основе чувственного восприятия другого;

6) коммуникативные - способности к эффективному общению с учащимися;

7) креативные - способности учителя к творчеству.

Основными структурными компонентами профессионализма являются:

- профессиональное мышление (развитие интеллектуальных умений);

- профессиональная направленность (положительное отношение педагога к профессии, проявление интереса к ней, желание совершенствования);    
        -профессиональная подготовка; профессиональное мастерство; профессиональная деятельность и профессионализация (профессиональное обучение и воспитание).

На современном этапе развития образования, когда все больше учителей овладевают и активно внедряют в образовательный процесс педагогические технологии, появилась необходимость формировать и развивать рефлексивные умения, которые являются основными при организации исследовательской и экспериментальной работы, при описании опыта и т.д. Следует отметить, что развитию профессионализма учителя физической культуры способствует организация самообразования учителей. Самообразование учителей следует рассматривать как условие, обеспечивающее непрерывность процесса совершенствования профессиональных знаний, как средство индивидуализации содержания занятий с учетом профессиональных интересов и потребностей.   
       Таким образом, целенаправленная подготовка учителя физической культуры и организация самообразовательной деятельности в его практической профессиональной деятельности   будет способствовать становлению и развитию профессионализма учителя, а это, в свою очередь, обеспечит высокое качество отечественного образования.


Литература:

1.  Богачев, А.Н. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя в процессе воспитательной деятельности вуза: Автореф. дис. канд. психол. наук/ А.Н. Богачев. – Спб, 2002. – 20 с.

2. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество/ В.А. Канн-Калик. – М.: Педагогика, 1990. –284 с.

3. Кузмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н.В. Кузьмина.- М.,1990.

4.  Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1996. — 326 с. 

5. Основы педагогического мастерства /под ред. И.А.Зязюна. – М.,1989.

6.   Профессиональная культура учителя / под ред. В.А.Сластенина. – М.,1993

7.  Шувалов, Ю.Н., Лунчев, А.В. Психологическая характеристика личности учителя физической культуры как субъекта деятельности: пособие/ Ю.Н. Шувалов. – Тула: издательство Тульского государственного университета, 2005.-59 с.