den otkrytyh dverey042024

Л.М. Макарова, Н.В.Бурмистрова,

 преподаватели математики

ГБПОУ «Михайловский профессионально-

педагогический колледж имени В.В.Арнаутова

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное состояние подготовки квалифицированных кадров в системе среднего профессионального образования в соответствии с усложнением целей, средств и структуры учебно-познавательной деятельности предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего расширение объема и повышения прочности знаний, умений и навыков студентов, формирование их творческих способностей, необходимых для развития профессиональной компетентности, одним из составляющих которой является овладение навыками исследовательской деятельности.

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование – объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политикообразовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью.

Возникает необходимость сформировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, то есть те ключевые компетенции, которые и определяют современное качество содержания образования. Можно разработать планы преобразования процесса обучения, приобрести современные технические средства, но все окажется напрасным, если студенты не захотят учиться с полной самоотдачей.

Использование различных развивающих образовательных технологий с ориентацией на формирование исследовательских умений у обучающихся способствуют развитию познавательных способностей, усиливают мотивацию к получению образования, позволяют учреждениям профессионального образования готовить конкурентноспособных выпускников, с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, умеющих творчески мыслить. На каждом этапе образовательного процесса должны формироваться ключевые образовательные компетенции.

Учебно-познавательные компетенции играют большую роль для формирования высококвалифицированных специалистов, так как они обеспечивают профессиональную мобильность выпускников учебных заведений, которые при необходимости могут поменять специальность и сферу своей профессиональной деятельности. Таким образом, учебно-познавательные компетенции — это фактор социальной конкурентоспособности. Формирование и развитие мотивации учебно-познавательной деятельности происходит на этапе перехода от системы внешнего управления к самоуправлению и самоорганизации. В процессе обучения увеличивается способность студентов к самостоятельной творческой деятельности и резко снижается необходимость передачи знаний преподавателем.

Основная функция технологии как системного целостного средства преобразования педагогической деятельности состоит в повышении качества процесса, в наилучшем решении задач развития личности учащихся. Педагогические технологии реализуются на практике непосредственно педагогом. Поэтому от того, насколько он осознаёт смысл технологии, её научные основы, как умеет их адаптировать к конкретным условиям обучения и воспитания или разрабатывать индивидуальные технологии преподавания учебного предмета зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление педагогической технологии в качестве способа профессионального мышления и деятельности каждого отдельного педагога.

Технологии необходимы и их нужно  активно  и внедрять в учебно-воспитательный процесс. Новые педагогические технологии организации учебного процесса не только создают благоприятные условия для творчества студентов, но, прежде всего, предъявляют новые требования к преподавателю. Они выражаются в новой системе педагогических знаний, умений и навыков, а именно:

n    в умении диагностировать цели обучения, воспитания и развития;

n    в более глубоком, целостном, системном знании учебного предмета;

n    в умении переструктуировать учебный материал с индуктивного изложения в логику проблемного изложения целой темы, а не одного урока;

n    в умении моделировать в учебном процессе (в целях, содержании, формах, методах и средствах обучения) профессиональную деятельность будущего специалиста;

n    в умении организовать самостоятельную работу студентов;

n     в умении обеспечить коммуникативную подготовку учащихся и благоприятный психологический климат, сотрудничество преподавателя и студента, основанного на взаимоуважении;

n    в умении оперативно управлять учебным процессом, завершать все входящие в него процессы и обеспечивать текущий и итоговый контроль уровня знаний, умений и навыков студентов.

Одним из перспективных методов решения  проблемы повышения мотивации являются проблемно-деловые и ролевые игры, ориентированные на развитие творческих способностей, творческой индивидуальности и творчески-познавательной активности. Игры стимулируют познавательную активность студентов, способность к критическому и аналитическому мышлению, рациональной и ответственной дискуссии, вырабатываются коммуникативные навыки, умение отстаивать свою позицию.

Работая с заданиями, составленными в форме игры, студенты повторяют то, что уже изучили, проверяют свои способности, анализируют, систематизируют накопленный опыт и делают обобщения и выводы.

Деловые игры способствуют усвоению особенностей профессиональной деятельности, создают целостное представление профессии, ориентируют на использование учебного материала в будущей профессиональной деятельности.

Образование — это всегда преобразование. Содержание образования, основанное на компетенциях, является основанием взаимодействия участников педагогического процесса, в котором меняется роль преподавателя. Он становится организатором обучающей среды. Через понимание студента и диалог с ним, преподаватель включает себя в его культуру как соавтор. «В обучении учатся оба, создавая друг друга» — кредо компетентного преподавателя. В совместной деятельности каждый достигает своей цели: выпускник станет специалистом, востребованным на рынке труда, а преподаватель будет морально удовлетворен результатами своего труда.