den otkrytyh dverey042024

Элементы исследовательской деятельности  студентов при изучении дисциплин

из цикла информатики и математики в условиях компьютеризации учебного процесса

Калашников Ю.И., Калашников В.Ю.

Михайловский колледж

В связи со стремительным внедрением компьютеров в систему образования преподаватели средних специальных учебных заведений (колледжи, лицеи, техникумы), а также учителя средних школ, на наш взгляд несколько растерялись. Компьютеры, большой арсенал оргтехники, доступность в получении практически мгновенно любой информации выводит преподавателя на более высокую ступень обучения.

Всегда бытовало мнение, и это было именно так, что учитель все знает, все умеет, по крайней мере, в рамках того цикла дисциплин, которые он преподает. Сейчас преподаватель, часто обладая значительно большими теоретическими знаниями, чем его предшественники, ловит себя на мысли, что его учащиеся в сети Интернет могут найти больше информации, чем-то, что может сообщить им он сам. Это породило, с одной стороны, иллюзию того, что человек все знает или, по крайней мере, мгновенно узнает, с другой стороны, иллюзию того, что нет смысла обременять себя заучиванием информации, которая всегда под рукой в сети Интернет.

На данный момент можно констатировать то, что интерес к учебе у молодежи пропал или значительно уменьшился, по сравнению  с  тем, каким такой интерес был лет 20-50 назад. Причин падения такого интереса много. Это и новый закон об образовании, мягко говоря, не способствующий развитию обучаемости студентов и учащихся школ. Это и отсутствие учебной и научно-методической литературы, отвечающей современным требованиям развития общества. Это и то, что правительство не достаточно уделяет внимания развитию образования вообще и в частности, именно современной системы образования и отсутствие в нашем обществе, как результат этого не внимания, "культа знаний". Более того, наука педагогика осталась далеко позади от запросов современного образования.

 Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию, как основе в подготовке будущих специалистов  в различных областях деятельности человеческого общества в плане формирования личности, способной подходить к решению жизненных задач с позиции личностной сопричастности, обладающей аналитическим мышлением, в том числе, владеющей приемами умственной деятельности и умеющей работать с большими объемами информации.  И уже хорошо то, что эта позиция нашла  некоторое отражение в образовательных  стандартах нового поколения.

 В связи с этим, одним из важнейших условий  в обучении  становится не только обеспечение усвоения обусловленного стандартами объема знаний, но и овладение умениями и навыками по самостоятельному приобретению знаний, отвечающих субъективным требованиям действительности. Это может произойти только при планомерной, постоянной, целенаправленной работе преподавательского коллектива, направленной на формировании у обучаемых творческой активности на основе  ведения поисковой и  исследовательской деятельности.

Естественно, что если учитель  сам лично не имеет навыков исследовательской работы, то он не может обеспечить таковую деятельность среди учащихся школ и студентов колледжей и др. К сожалению, есть еще преподаватели, которые  не уделяют должного внимания исследовательской работе, не заслуженно считая, что они не в состоянии ей заниматься. Но при этом, одни из них занимаются разработкой систем уроков по отдельным темам, другие - составлением рабочих программ, третьи  - создают  методические комплексы. Таковую деятельность учителя уже можно отнести к исследовательской, научной деятельности.

Целью данной работы является рассмотрение некоторых педагогических и методических особенностей по организации исследовательской деятельности на основе которой формируется творческая активность студентов  в процессе изучения информатики и математики. В этих двух дисциплинах есть очень большой простор для организации и проведения исследовательской работы, как непосредственно для преподавателя, так и для учащихся и студентов. Остановимся на некоторых них.

В первую очередь надо научить учащихся и студентов сомневаться в любом мнении, положении, утверждении. Далее, обучение видению проблем, по которым можно найти что-то новое, интересное для собственного познания. Необходимо показать учащимся, такие  утверждения из области информатики и математики, которые требуют  доработки, уточнения, принятия или отторжения. После этого естественно возникает необходимость проверить свои догадки, а это увязывается с возможностью проведения эксперимента, который требуется не только грамотно провести, но оформить и обобщить полученные результаты, сделать правильные выводы, показать возможность использования их в своей учебе. Важным моментом такого подхода к постановке исследовательской работы среди учащихся является обучение  их умению видеть проблемы, "слабые" и "сильные" ее места, возможно и пути их разрешения.

Существует несколько стандартных форм приобщения учащихся к исследовательской и научной работе. Это: конспектирования статей, составление рефератов, сообщений и докладов, выполнение творческих работ, подборка литературы по заданной теме, а для студентов колледжей, как завершающий этап исследовательской работы написание курсовых и дипломных  (выпускных квалификационных) работ и т.д. В рамках компьютеризации образования  эти формы наполнились новым содержанием о чем и будет сказано ниже.

Конспектирование статей, как таковое уходит в прошлое. Как правило, в сети Интернет находится статья, отвечающая запросу. Студент, после копирования выбранной им статьи, перерабатывает ее согласно своему видению решаемой проблемы, удаляя не отвечающие его  тематике места. Итоговый документ либо распечатывается, либо предоставляется в электронном варианте.

Рефераты, творческие работы, доклады (выступления) пишутся по темам, предложенным преподавателем или самостоятельно сформулированным учащимися. Тематика их должна соответствовать изучаемому в данный момент материалу. Реферат является результатом работы с несколькими статьями, помещенными на различных сайтах.  Студентам при этом рекомендуется высказывать свои суждения, замечания, согласие или не согласие в авторами статей.  В конце работы  дается список источников: литература, сайты.

Поощряются студенты, которые предлагают свою тему и ведут ее до логического завершения. По выполненной работе предлагается составить тезисы, создать презентацию, сопровождающую выступление студента при "защите" своей работы.

Особый интерес у студентов вызывает написание отзывов. Первоначально предлагается одним учащимся  составить заведомо положительный отзыв, другим - отрицательный по одной и той же публикации. Каждое мнение должно быть доказательным.

При выполнении таковых  работ неоднократно обращается внимание  студентов на технологию редактирования и форматирования документов средствами офисных программ. Более того,  на уроках информатики выполняются лабораторные и практические  задания, направленные на формирование умений и навыков форматирования и редактирования текстовых документом, содержащих графические и иные объекты. Тем не менее, мы столкнулись с формальным отношением некоторых студентов к своей работе. Их работы представляли логически не связанную совокупность "надерганных" из Интерната статей. Более того, документы, помещенные в Wordтакими студентами не редактировались, а их форматирование не соответствовало  стандартным требованиям. Предвидя такую ситуацию, мы постепенно формируем навыки оформления документов любой сложности и студенты в скором времени к этому привыкают.

 Следующая форма активизации студентов это создание диагностических тестов. Первоначально осваивается одна из компьютерных программ по созданию тестов, затем разбираются готовые тесты на предмет их соответствия требования к тестам. В дальнейшем учащимся предлагается разрабатывать самостоятельно тесты. При этом также рассматриваются различные  способы обработки результатов диагностики

Составление презентаций также мы относим к важному и нужному виду деятельности. Во-первых студентами надо усвоить программу "Мастер презентаций". Во-вторых, понять принцип построения презентация, усвоить технологию ее создания, уяснить "Что такое презентация?" Мы здесь столкнулись с проблемой длительного не понимания студентами того, что является именно презентацией, а что есть только набор слайдов. Для этой цели нами разработана система практических заданий, которая включают в себя демонстрационные презентации высокого качества, так и такие которые подлежат критике и доработке; критерии оценивания презентации; советы по создании презентаций и др.

Для формирования умений ведения исследовательской работы разрабатывается система заданий, выполнение которых приобщают студентов  к ведению такой работы. Вопросов объективного и субъективного характера, требующих разрешения при  создании таких заданий возникает очень много. Самый главный из них это результативность. Возможны различные варианты: открытая защита заданий, организация научно практических семинаров и конференций, публикации  и др.

Мы здесь показали, что исследовательская  работа для студентов важна и она им интересна, а значит у студентов  проявляется творческая активность как при изучении отдельных тем, так целых курса из цикла математики и информатики.

Сеть "Интернет" стала доступной в каждом учебном заведении, в том числе и дома, поэтому вся исследовательская работа и творчество можно связать с ней. Мы имеем в виду получение информации по сети и обработку ее.

Приведем несколько комплектов практических заданий, отвечающих затронутым в данной статье проблемам.

Комплект 1. Группа 21ф, специальность "Физическая культура".

Задание 1.Выбрать одну из опубликованных тем. (Списки тем разработаны ко всем офисным программам). Отобранную тему студент вправе переформулировать, объединять несколько тем в одну или взять часть от некоторой темы, а также предложить свою тему, согласовав ее с преподавателем.

Задание 2.В сети "Интернет" найдите не менее 5  различных публикаций по выбранной теме или по темам, близким к  выбранной теме. Все найденные публикации скопируйте в отдельные файлы, приведя эти документы  в стандартный вид.

Задание 3.На основе найденной информации,  раскройте свою тему, добавив собственные суждения, высказав согласие или не согласие с идеями, затронутыми в выбранных статьях, указать позитивные и негативные их места. Объем работы – не менее 30 000 знаков, без пробелов.

Задание 4.Выполненную работу поместить  в отдельный файл. Документ оформить согласно стандартным требованиям. Рисунки, схемы, таблицы пронумеровать.  Оформить титульный лист, ввести автоматическую нумерацию страниц, колонтитулы,  автоматическое оглавление (содержание), электронные адреса публикаций, их авторов и другие выходные данные публикаций (число страниц, издательство, год выхода публикации и др.)

Задание 5.Все файлы собрать в отдельную папку, в названии которой включить свою фамилию и слова "Творческая работа".

Комплект 2.Группа 21ф, специальность "Физическая культура".

Выбрать один из видов спорта. Подготовить комплект документов к этому виду:

1.  Подобрать материал в Интернете о выбранном виде спорта и оформить его согласно стандартным требованиям. Указать не менее трех адресов выбранных сайтов.

2.  Найти в  сети Интернет  программа подготовки и методическое обеспечение дисциплины. Составить календарно-тематический план оно полугодие..

3.  Выполнить рисунок спортплощадки и зала для занятий.

4.  Описать минимум оборудование с рисунками (спортивный инвентарь).

5.  Создать эмблему, рекламу (баннеры, растяжки, буклеты, проспекты …). визитку преподавателя (тренера).

6.  Разработать правила техники безопасности.

7.  Описать достижения в этом виде за 5-10 лет.

8.  Разработать диагностические методики  (тесты, контрольные работы, зачеты, квалификационные  соревнования …).

9.  Дополнить работу иной  информацией, связанная с выбранным видом.

Комплект 3. Группа 22т. МДК-4.1 "Оператор ЭВМ".  Электронные таблицы, специальные возможности.

1. Рассмотреть файлы  данной папки в указанной последовательности. (По сетевому окружению сброшены файлы, содержащие нужную на данный момент информацию о возможностях программы Excel)

2. Привести документы в надлежащий вид, согласно приведенному образцу в файле №1 и в некоторых других файлах. Страницы пронумеровать, рисунки, таблицы и иные не текстовые объекты также пронумеровать и дать им названия. Для каждого документа, созданного в данной работе создать титульный лист на первой странице, оглавление (содержание) на второй странице, на последней странице поместить список литературы, сайтов и других источников, если таковые имеются.

3. Научиться выполнять все операции, затронутые в документах, поэтому проделать все работы, предложенные в них.

4. Найти и скопировать в сети Интернет информацию о выполнении операций или действий, которые Вы не умеете выполнять. Взять не менее двух офисных программ. Привести ее в надлежащий вид. Объем: не менее 10 страниц, шрифт №12.

5. Все документы объедините в один файл, получив общий документ – брошюру, книгу. Отдельные документы будут главами. Нумерация страниц сквозная, оглавление общее, колонтитул общий и т.д. Дайте книге  названия, укажите себя в качестве автора. Составьте предисловие, поместите его после оглавления и первой главой, где покажите значимость своей работы (книги). Составьте заключение, поместив его  перед списком литературы.

Учащиеся, работая над выбранной темой,  во-первых, совершенствует технологию отбора нужного материала, во-вторых, знакомясь с различными публикациями, они вырабатывают для себя некоторые критерии установления соответствия найденных публикаций, выбранной ими теме. Таковая деятельность побуждает учащихся к творческой активности, приводя их к необходимости ведения исследования. Разумеется, говорить о строго научном исследовании на этом уровне не приходится, да таковая цель и не стоит перед нами на данном этапе.  Но при выполнении такой работы проявляется творческая активность, формируется познавательный интерес, возникает внутренний и внешний стимул.

Идущая сейчас компьютеризация образования почему-то в основном  рассматривается с положительной стороны. В том числе и мы в этой статье показали положительную роль компьютеров в умелых руках учителя – исследователя, а именно в организации исследовательской работы.

На самом деле появление компьютеров в сфере образования породило определенные методические,  методологические, теоретические и философские проблемы. Это должно привести к переосмыслению ряда положений теории познания, методологических основ дидактики и методики преподавания многих учебных дисциплин.

К сожалению, медленно перестраиваются на этот счет преподаватели педагогических учебных заведений, ведущих частные методики преподавания. Отстает в этом направлении педагогическая наука, психология и др. Да и Министерство образования и науки, как нам кажется, заняло  здесь какую-то нейтрально-выжидательную позицию.

Очень слабо оснащены учебные заведения всех уровней современными компьютерами для изучения иных, чем информатика, дисциплин. Ведь для этого, по крайней мере, на начальном этапе компьютеризации образования, достаточно иметь в классе один компьютер, проектор, работающий с ним и демонстрационный экран. В этом случае учитель для усиления  обучающего эффекта урока получает мощное вспомогательное техническое средство.

В настоящее время также назрела острая необходимость в создании при каждом учебном заведении локальных сетей – своего рода Баз Знаний, к которым учитель в случае возникновения такой необходимости в процессе урока мог бы подключиться за информацией, из любого кабинета (класса).

Итак, компьютер, проектор с экраном, База Знаний – основные составляющие учебного процесса преподавателя на современном этапе с точки зрения методики преподавания любого предмета и концепции компьютерной модернизации образования.

Конечно мы не против "Интернета", если использование его не становится самоцелью. В "Интернет" учитель должен обращаться в тех редких случаях, если для его урока ему нужен дополнительный материал.  При этом нет необходимости подключать весь компьютерный класс к сети "Интернет". В силу ряда причин, преподаватели  информатики, у которых класс подключен к такой сети, просто не знают, как его использовать. Это еще одна проблема, требующая решения, отнюдь не на уровне учебного заведения.

Легкость добывания информации не всегда положительно влияет на обучение. Ведь если ученик, которому задали написать реферат, например, информатике, официально скачивает нужную информацию из сети, часто даже не прочитывая ее, несет учителю для проверки. За какие заслуги такому ученику надо ставить положительную оценку. За содержание – это не заслуга ученика, хотя иногда таковая информация не вызывает сомнения в своей правильности, за технологию поиска в сети или еще за что-то? Так, что же оценивать в таких случаях? Это одна из многих негативных проблем применения сети "Интернет" в образовании. Преподаватели же сами провоцируют учащегося получать информацию, не вникая в ее смысл.

Из всего сказанного выше напрашивается вывод, что педагогические учебные заведения должны обучать студентов методике использования компьютера, в том числе сети "Интернет" при изучении всех дисциплин.

Много нареканий у нас и в том числе у других преподавателей информатики, с которыми нам приходится общаться на учебные и методические пособия по информатике и математике. Так, имеющиеся сейчас учебники по информатике представляют собой  малоинтересные теоретические трактаты со сложными понятиями, тяжелыми формулировками, в которых путаются не только обучаемые, но сами такие авторы.  Эти учебники настолько трудны, настолько напичканы вольно трактуемыми понятиями из теоретической информатики, что преподаватели, имеющие солидное  математическое образование не могут понять их смысла. Учебные пособия по информатике,  предлагаемые учителю за последние 3-5 лет напоминают не в хорошем аспекте дисциплину "Основы теории информации", которая изучается в высшей школе.

Учитывая то, что данная публикация не преследует цели анализа учебников информатики и тем более математики, мы ограничимся только лишь такими замечаниями, без указания авторов учебников. Для заинтересованных лиц мы можем дать анализ учебников информатики и математики с необходимыми комментариями.

Без вдумчивой, каждодневной, серьезной работы овладеть технологией ведения исследовательской работой современному учителю, преподающему дисциплины из области математики и информатики,  не достаточно самому знать  их в преподаваемом объеме, владеть методами и приемами, почерпнутыми из педагогики, которая сейчас, на наш взгляд, не поспевает за методистами и учителями, работающих в области преподавания математики и информатики.  Учитель должен еще  владеть и циклом психологических наук: детская, возрастная, педагогическая и социальная психологии. Причем он сам должен иметь навыки проведения исследовательской работы, обладать развитым математическим мышлением. Это особенно важно при изучении информатики, где закладываются основы информационных и компьютерные технологии, способствующие формированию логических операций и развитию мышления.

По сравнению с другими учебными предметами, информатика выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельности, повседневной работы, работы систематической, без перерыва.  На современном этапе становления методики обучения информатике можно считать, что преподаватели информатики  в своей постоянной практической деятельности встречаются с проблемами, которые можно разрешить только лишь на основе знаний в большей степени психологии, а затем уже  и педагогики.

Надо отметить, что в психологической, педагогической, методической литературе проблеме формирования умений и навыков исследовательской работы  в процессе обучения информатике и математике очень много, но во многих из них нет конкретики, а есть только пространные рассуждения, перегруженных "учеными словечками". Мы надеемся, что в недалеком будущем формированию определенного стиля мышления, компьютерных и особенно информационных технологий у студентов и школьников будет уделяется внимания должное внимание. Таково требование времени.