М.А. Цыканова,

учитель истории, обществознания

 МБОУ «Большовская средняя общеобразовательная школа»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Для того чтобы рассмотреть краеведение как компонент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.

Большая Советская энциклопедия дает, самое развернутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» [1, С.920].

В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и  Г.А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» [2, С.295].

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что «краеведение» - это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования  — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации», формированию у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени [3, С. 16].   

В нашем образовательном учреждении в МБОУ «Большовская СОШ» работа по краеведению строится по трем основным уровням.

На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Формирование познавательного интереса к изучению родного края начинается в начальной школе с первого класса, с первой странички «Букваря» или «Азбуки». Традиционно каждое 1 сентября в нашей школе начинается с урока Знаний, на котором учитель говорит о любви к Отчизне, о любви к малой Родине. Чтобы эти ценные минутки первого в их жизни урока не пропали даром и не стали формальными, учителю необходимо выстроить систему краеведческих знаний, навыков, посильных младшему школьнику.  Также в начальных классах проводятся  уроки, на которых детям предлагаются упражнения и задания, содержащие информацию о нашем городе, поселке.  

На втором уровне – это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьного музея, ресурсы Интернета.

Учащиеся 5 - 6 классов ежегодно самостоятельноготовят творческие проекты: «Природа родного края», « Моя родословная», « Улица, на которой я живу», «Моя малая родина»   и т.д. Также на базе школы проводится конкурс патриотической песни, посвященный Сталинградской битве. В ходе этого конкурса учащиеся серьезно изучают историю создания песни, готовят номер художественной самодеятельности. В процессе этого у учащихся вырабатывается  патриотическое отношение к Родине,  чувство гордости и любви за свою страну. Для учащихся 9 класса ведется спецкурс «Историческое краеведение», который содержит раздел «Родная земля Волгоградская». Дети знакомятся с историей нашей Волгоградской области, с Памятными историческими местами, с особенностью районов, природой области. Результатом изучения данного спецкурса является проведение  научно-практической конференции, где дети выступают с докладами: «История и культура народов Нижнего Поволжья»,  «Мы помним наше прошлое, дорожим настоящим и верим в будущее», «Волгоградская область  – мой край родной»  и др.

Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. С  этой  целью в школе основан краеведческий кружок  «Следопыты», где учащиеся самостоятельно осуществляют исследовательскую деятельность по таким направлениям, как «История школы», «Знаменитые люди хутора», «Великая Отечественная  война и жители посёлка», «Культурное наследие, местные традиции».На  кружковых занятиях  широко используются технические средства обучения. Действенным методом активизации самостоятельной работы является выпуск газет, организация вечеров- отчетов, викторин. Для того, чтобы постоянно развивать интерес учащихся к занятиям в кружке,  учителю  необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции чередовать с экскурсиями, прослушивание и обсуждение рефератов — просмотром фильма. В результате  у учащихся  идет формирование познавательной потребности в освоении исторического материала, расширяются знания о родном крае.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.

Как говорилось ранее, историческое краеведение является одним из составляющих компонентов исторического образования, ведь изучать историю Отечества без знания о родном крае просто невозможно.

Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

Литература

1.                Историческое краеведение / Под ред. Г.Н. Манюшина – М., 1975.

2.                Историческое краеведение / Под ред. Н.П. Милонова - М., 1975.

3.                Методика историко-краеведческой работы в школе / Под ред. Н.С. Борисова – М., 1987.