Л.А. Стадникова,учитель технологии
Г.И. Стадникова,заместитель директора по УВР
МКОУ Березовская КСОШ – интернат
Даниловского муниципального района Волгоградской области
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности ученика.
В 2009 году наша школа получила новый статус кадетской (казачьей) общеобразовательной школы. Основной целью школы является не только предоставление полного среднего образования в соответствии с государственными стандартами образования, но и формирование модели патриотического воспитания на основе изучения, сохранения и восприятия учащимися школы различных аспектов казачьей традиционной культуры.
Наша школа расположена в месте традиционного проживания казаков, поэтому на основании ст. 7 Закона РФ «Об образовании», областной целевой программы (подпрограммы) «Этносоциальное развитие населения и поддержка государственной службы казачьих обществ Волгоградской области», определяющей приоритетные направления возрождения казачества, целевого проекта «Региональный казачий компонент в системе образования Волгоградской области в составе межведомственного перечня мероприятий в бюджетной сфере «Образование» на 2009 – 2010 гг.» педагогами школы разработаны факультативные и элективные курсы, помогающие формировать личность обучающихся как достойных граждан России, казачьего сообщества, пользователя и продолжателя ценностей и традиций казачества, конкретизирующие содержание федерального компонента государственного стандарта общего образования посредством включения информации о природе, истории, культуре, самобытности казачества.
В школьном казачьем компоненте соблюдены принципы системности, доступности, преемственности и синхронности с федеральным компонентом содержания образования.
Основными критериями отбора содержания казачьего компонента являются:
1. Гуманистическая направленность.
2. Позитивные влияния на развитие личности обучающихся.
3. Значимость в историческом и современном контексте общественно-экономического развития Даниловского района Волгоградской области и России.
В содержание каждой предметной области включаются часы регионального компонента. Неисчерпаемы возможности для его применения на уроках технологии.
Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.
Знакомство школьниц с историческими, культурными, хозяйственными традициями Донского края, а также особенностями его современного развития, учёт социально-экономических ситуаций и перспектив способствует формированию у каждой ученицы технологических и культурологических компетенций, духовных и нравственных традиций. Это способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины.
В тематическое планирование курса «Технология» для 5 – 9 классов внесены темы, знакомящие девочек с традиционной женской одеждой донских казачек.
Впервые девочки начинают изучение истории донского костюма в 5 классе. Ученицы узнают о своеобразном облике казачьей одежды, гармонично сочетающей в себе все черты многонационального народа, проживающего на Дону, знакомятся со старинной казачьей одеждой конца XVII — начала XVIII вв. и проявлениями в ней русских национальных черт, с видами отделок. По мотивам старинного казачьего костюма девочки выполняют аппликации из кусочков ткани, стараясь придать каждому костюму неповторимое звучание.
В 6-м классе при проектировании и изготовлении юбки ученицы знакомятся с прародительницей юбок – распашной поневой, традициях связанных с ношением понев. Держалась такая своеобразная юбка на гашнике (верёвке, шнуре). На таком гашнике крепился кошель с деньгами. Отсюда и пошло выражение «спрятать деньги в загашник». При проектировании и пошиве юбки в 6 классе девочки стараются использовать традиционную для донского казачьего костюма отделку лентами, кружевом, галуном.
В 7 класседевочки углубляют свои знания о традиционном казачьем костюме, в их обиходе появляются новые названия элементов женского казачьего костюма начала XXвека: кираса, парочка, матене. На занятиях девочки рассматривают конструктивные особенности покроя этих изделий, элементы их оформления. При конструировании и пошиве ночной сорочки девочки используют традиционные элементы отделки оборками, воланами, рюшами.
Для более углубленного изучения традиций донского казачества для девочек 7 класса также введен факультативный курс «Особенности традиционной казачьей кухни» в объеме 34 часов в год. Не секрет, что особенности приготовления блюд раньше передавались из уст в уста, из рода в род. Каждая народность, населяющая нашу планету, имеет свои традиции в приготовлении пищи, свои особенные рецепты, дошедшие до нас, благодаря сохранению национальных традиций. Наш многонациональный казачий край – не исключение. На Дону издревле существуют свои, особенные традиции приготовления пищи, неповторимые национальные блюда. Поэтому основной целью этого курса является приобщение учащихся к традициям в приготовлении пищи, характерным для нашего многонационального казачьего края, сохранение рецептов приготовления традиционных казачьих блюд. Эти занятия пользуются у девочек особенной популярностью. Здесь они узнают старинные рецепты блюд, с удовольствием готовят и видят, что традиционная казачья кухня и в современности пользуется популярностью. Кроме того на таких занятиях девочки получают основные сведения о физиологии питания, правилах приготовления отдельных блюд, сервировке стола, истории происхождения некоторых блюд.
С основами зарождения вязания на Дону, с технологией изготовления изделий: кружев, салфеток, скатертей, одежды, — ученицы знакомятся в 8-м классе. Они узнают, что кружева у казачек считались магическими. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую одежду. В своих практических работах девочки изготавливают несложные образцы традиционных вязаных изделий: салфеток, филейных кружев.
Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.
Народные промыслы и ремесла– также важная часть традиционной казачьей культуры. Элективный курс «Традиционные казачьи ремесла» в 9 классе способствует развитию интереса у учащихся к прикладному творчеству, основанному на традициях казачества. Каждый казак владел примерно двумястами умениями. В каждом казачьем хуторе, каждой станице жили мастера самых разных профессий. Более подробно на занятиях девочки знакомятся с основными ремеслами казачек: ткачеством, лоскутным шитьем, вязанием, вышивкой. Они готовят сообщения о различных ремеслах (гончарном деле, кузнечном деле, лозоплетении и др.). В качестве практических работ они выбирают изготовление традиционных для нашей местности изделий: лоскутных одеял, ковриков – кругляшей, различных вязаных изделий.
Реализация регионального казачьего компонентапродолжается и во внеурочной деятельности. Так в текущем учебном году для учащихся начальной школы разработан цикл занятий, посвященных традиционной народной тряпичной кукле. Тряпичная кукла была средством, с помощью которого старшее поколение могло передать младшим свое знание о мире, свой жизненный опыт. Она играла немаловажную роль в воспитании ребенка. Все в ней хорошо продумано и устроено со смыслом. Все неслучайно. На практических занятиях ребята узнают историю тряпичной куклы, традиционные для тряпичной куклы простейшие приемы кроя ткани, особенности оформления кукол, имеют возможность их самостоятельно изготовить. В работе с куклами дети знакомятся также с традиционным циклом календарных православных праздников.
Существующий уже четвертый год в школе кружок «Волшебный бисер», знакомит учащихся с традициями бисероплетения как декоративно - прикладного искусства родного края.
Следует заметить, что использование таких новых педагогических технологий , как проектный метод обучения, наиболее приемлем для изучения элементов казачьей культуры. Метод проекта позволяет наиболее точно обозначить ту связующую нить традиционного национального и современного, которая способствует наиболее глубокому формированию кругозора учащихся в области народного творчества и сохранению национальных традиций. Это модель совместной творческой деятельности учителя и учащихся, переходящая из системы основного образования в систему внеклассной работы с одарёнными детьми. Проектные работы учащихся обязательно затрагивают материал из истории казачества, традиций Дона, богатый местный краеведческий материал, собранный в школьном музее. Проектные работы учащихся пополняют фонд школьного музея. С защитой проектных работ ребята выступают на районных и областных фестивалях проектов, постоянно участвуют во Всероссийском фестивале творческих работ учащихся «Портфолио» и занимают призовые места.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проведение уроков технологии и внеклассных занятий с использованием регионального компонента позволяет не только усилить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, формировать целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям предков.