О.С. Сергеева,

воспитатель

МБОУ «Начальная школа - детский сад

 «Аленький цветочек»  г. Михайловки

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием в современной действительности выступает проблема воспитания у дошкольников основ гражданственности, становления ценностного отношения к родной стране.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.

Проектный метод является одним из наиболее эффективных методов формирования нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.   Проектная деятельность позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы  у детей    формируются элементы гражданственности и патриотизма.

Невозможно быть патриотом, не ощущая связующей нити с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы, деды и прадеды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них ровняться.

Именно поэтому мы сочли недостаточно освещенной для детей проблему подвига нашего народа в годы Великой Отечественной Войны и решили реализовать ее через призму историй людей родного города и края в проекте «Чтим, помним, гордимся!».

Этот проект был реализован мной  с детьми подготовительной к школе группы.  

В качестве основной цели проекта было поставлено:

·                   развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность современного общества к делам и достижениям старших поколений.

Исходя из этого, основными задачами проекта стали:

·                   обогащать и расширять знания детей о событиях Великой Отечественной войны; знакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет;

·                   способствовать  формированию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;

·                   расширять знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;

·                   развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми в процессе создания коллективного альбома «Наши земляки»;

·                   способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;

·                   обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель - родитель; родитель - педагог; родитель - ребенок;

·                   вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

В рамках этого проекта был разработан и реализован следующий план работы:

Сроки

проведе-ния

Мероприятия

Январь

Чтение детской литературы о героях Сталинградской битвы

Занятие «Мы помним город Сталинград»

Февраль

Беседы: о Сталинградской битве, о Мамаевом кургане, о героях, подвигах во время Сталинградской битвы (Паникахо, связисты, защитники Дома Павлова)

Оформление стенда «Великая битва на Волге»

Разучивание песен и стихов на военную тематику к дню защитников отечества

Спортивный праздник ко дню защитников отечества «Школа молодого бойца»

Март

Познавательное занятие «Дети войны»

Просмотр слайдов – фотографий на военную тематику

Оформление выставки детских рисунков о войне «Нам не нужна война».(совместно с родителями)

Апрель

Беседы о героях ВОВ

Познавательное занятие «Дороги войны»

Оформление альбома «Наши земляки» (с родителями)

Познавательное занятие «Песни фронтовые»

Прослушивание военных песен, заучивание стихов на военную тематику

Май

Оформление стенда «Чтим, помним, гордимся!»

Изготовление памятных поделок и мини-макета «Вечный огонь»

Оформление выставки детских рисунков «Наша победа!»

Утренник посвященной дню Победы

Возложение цветов к памятнику погибшим в ВОВ

В процессе реализации этого проекта был собран богатый материал о земляках – героях, их подвигах и других памятных событиях того страшного военного времени. Итогом реализации проекта стал праздничный утренник «Чтим великий день Победы!».

Участие в данном творческом проекте позволило нам, педагогам, расширить свой профессиональный опыт, найти необычные способы взаимодействия с детьми и их родителями. Во время реализации проекта у детей возрастал познавательный и творческий интерес к данной теме.

По завершении проекта работа по патриотическому воспитанию в нашем образовательном учреждении не прекращается, потому что находится в тесной взаимосвязи с интеллектуальным, трудовым, экологическим и эстетическим воспитанием. Мы должны говорить с детьми о героизме и патриотизме, найти для этого время, отыскать нужные слова, чтобы детские и взрослые души не оскудели, сердца не зачерствели,  чтобы согревал нас трепетный, вечно живой огонь любви и гордости за свое отечество.