О.С. Сергеева,
воспитатель
МБОУ «Начальная школа - детский сад
«Аленький цветочек» г. Михайловки
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием в современной действительности выступает проблема воспитания у дошкольников основ гражданственности, становления ценностного отношения к родной стране.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.
Проектный метод является одним из наиболее эффективных методов формирования нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников. Проектная деятельность позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей формируются элементы гражданственности и патриотизма.
Невозможно быть патриотом, не ощущая связующей нити с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы, деды и прадеды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них ровняться.
Именно поэтому мы сочли недостаточно освещенной для детей проблему подвига нашего народа в годы Великой Отечественной Войны и решили реализовать ее через призму историй людей родного города и края в проекте «Чтим, помним, гордимся!».
Этот проект был реализован мной с детьми подготовительной к школе группы.
В качестве основной цели проекта было поставлено:
· развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность современного общества к делам и достижениям старших поколений.
Исходя из этого, основными задачами проекта стали:
· обогащать и расширять знания детей о событиях Великой Отечественной войны; знакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет;
· способствовать формированию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;
· расширять знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
· развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми в процессе создания коллективного альбома «Наши земляки»;
· способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;
· обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель - родитель; родитель - педагог; родитель - ребенок;
· вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
В рамках этого проекта был разработан и реализован следующий план работы:
Сроки проведе-ния |
Мероприятия |
Январь |
Чтение детской литературы о героях Сталинградской битвы |
Занятие «Мы помним город Сталинград» |
|
Февраль |
Беседы: о Сталинградской битве, о Мамаевом кургане, о героях, подвигах во время Сталинградской битвы (Паникахо, связисты, защитники Дома Павлова) |
Оформление стенда «Великая битва на Волге» |
|
Разучивание песен и стихов на военную тематику к дню защитников отечества |
|
Спортивный праздник ко дню защитников отечества «Школа молодого бойца» |
|
Март |
Познавательное занятие «Дети войны» |
Просмотр слайдов – фотографий на военную тематику |
|
Оформление выставки детских рисунков о войне «Нам не нужна война».(совместно с родителями) |
|
Апрель |
Беседы о героях ВОВ |
Познавательное занятие «Дороги войны» |
|
Оформление альбома «Наши земляки» (с родителями) |
|
Познавательное занятие «Песни фронтовые» |
|
Прослушивание военных песен, заучивание стихов на военную тематику |
|
Май |
Оформление стенда «Чтим, помним, гордимся!» |
Изготовление памятных поделок и мини-макета «Вечный огонь» |
|
Оформление выставки детских рисунков «Наша победа!» |
|
Утренник посвященной дню Победы |
|
Возложение цветов к памятнику погибшим в ВОВ |
В процессе реализации этого проекта был собран богатый материал о земляках – героях, их подвигах и других памятных событиях того страшного военного времени. Итогом реализации проекта стал праздничный утренник «Чтим великий день Победы!».
Участие в данном творческом проекте позволило нам, педагогам, расширить свой профессиональный опыт, найти необычные способы взаимодействия с детьми и их родителями. Во время реализации проекта у детей возрастал познавательный и творческий интерес к данной теме.
По завершении проекта работа по патриотическому воспитанию в нашем образовательном учреждении не прекращается, потому что находится в тесной взаимосвязи с интеллектуальным, трудовым, экологическим и эстетическим воспитанием. Мы должны говорить с детьми о героизме и патриотизме, найти для этого время, отыскать нужные слова, чтобы детские и взрослые души не оскудели, сердца не зачерствели, чтобы согревал нас трепетный, вечно живой огонь любви и гордости за свое отечество.