Н.В. Селезнева,

педагог-психолог

МКОУ «Етеревская кадетская казачья

Общеобразовательная школа-интернат»

ПАТРИОТАМИ СЛАВИТСЯ РОССИЯ

Воспитание, лишенное народных корней, бессильно

К.Д.Ушинский

Каждая школа целенаправленно реализует не только усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, её познавательных, созидательных интересов. Одной из главных задач нашей школы-интерната является воспитание подрастающего поколения, формирование и развитие патриотических чувств на основе культуры казачества, его традициях и  заповедях, примерах героизма и мужества Донских казаков. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

А что же такое патриотизм?

 Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) —патриотичныйчеловек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

            Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности современных школьников. Наша школа-интернат выдвигает на первый план задачу по формированию у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности и способности отстаивать его интересы в любой сфере жизни общества.
           Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие школьного самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

           Особо хочется подчеркнуть, что в основе патриотического воспитания лежит, прежде всего, воспитание чувств и что источником этих чувства являются пережитые эмоции. Поэтому фактором развития патриотических чувств должны стать ситуации, когда ребенок переживает гордость, сострадание, любовь, радость, уважение, ответственность, верность, милосердие. Такие ситуации возможны во время учебные занятий и внеурочной жизни обучающихся, а так же в  разнообразных видах деятельности.                                                                                                                                                                

При планировании патриотической работы учитываются традиционные общешкольные, муниципальные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами.

Патриотическое воспитание с изучением истории казачества охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Воспитать патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Исходя из вышеизложенного,  МКОУ «Етеревская кадетская казачья общеобразовательная школа-интернат» работает по следующим направлениям:

1. Духовно-нравственное направление.

2. Культурно-историческое направление.

3. Гражданско-правовое направление.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

  • изучение военной истории России и Донского казачества, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
  • сохранение воинских традиций казачества, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней:

  • День Победы;
  • День вывода войск из Афганистана;
  • День защитников Отечества;
  • День памяти войсковой казачьей славы;
  • День памяти жертв геноцида казачества;
  • День героев Отечества;
  • Герои Сталинградской битвы.

2. Участие в акциях:

  • «Солдатские письма»;
  • «Открытка ветерану»;
  • «Милосердие»
  • «Музеи детям»

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

  • легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;
  • «А ну-ка, парни!»;
  • «Веселые старты»;
  • «Принятие в казачата»;
  • «Донская казачка»;
  • «Папа, мама и я – спортивная семья!»;
  • смотр строя и песни;
  • принятие присяги;
  • проведение спортивных секций;
  • празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;
  • военно-спортивная игра «Орлёнок»;
  • работа кружков «Тропа», конно-спортивный «Аллюр».

4. Участие в акции «Вахта памяти»:

  • встречи с ветеранами ВОв и тружениками тыла;
  • торжественные общешкольные линейки, посвященные памятным датам истории;
  • общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
  • работа волонтерской группы. Это организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
  • проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.

5. Изучение родного края:

  • экскурсии в музеи;
  • туристические поездки;
  • экскурсии по родному краю;
  • изучение истории родного края, казачьих обычаев, фольклора;
  • благоустройство территории школы;
  • уход за памятником.

6. Организация конкурсов:

  • «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;
  • конкурс чтецов;
  • конкурс патриотической песни;
  • конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»;
  • конкурс рисунков «Защитники Отечества»;
  • конкурс «Гренадёры, вперед!»
  • фестиваль презентаций «Есть такая профессия Родину защищать»

В результате организации и проведения патриотической работы с детьми и подросткам повышается качество грамотности учащихся по формированию гражданской активности. Педагогический коллектив вносит новые формы в повышение эффективности патриотической работы. Уделяет огромное внимание возрождению духовных ценностей школьников на основе казачьих традиций.

Литература

1.     Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе – М.: Айрис-пресс, 2002.

2.     Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью – М.: АПК и ПРО, 2001.

3.     Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников /под общей редакции А.Н. Вырщикова – Москва: «Глобус», 2007.