Т.И. Пригода,

преподаватель общих гуманитарных

 и социально-экономических дисциплин

ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества". По мнению доктора педагогических наук Шогана В.В., воспитательной сверхзадачей исторического образования, охватывающей жизнь каждого обучающегося, становится саморазвитие, самодвижение, самотворение. [6, с.12].

          Понятие формирования, или прямого воспитательного воздействия, здесь неприемлемо. Молодой человек имеет в себе априори ему данную общечеловеческую тенденцию, чувство любви к своему народу, любви к другому человеку. Необходимы лишь условия, для того чтобы тенденции открылись ему как идеалы и далее определились как ценности, руководящие его мироотношением. В тоталитарном государстве при Сталине много говорили о гуманизме, патриотизме. А людей гноили в бараках, истязали в подземельях, превращали в опилки.… Означает ли это, что люди могут жить без ценностей, в мире грозных и ложных ориентиров? Нет, не означает. Русский философ Николай Бердяев, размышляя на эту тему, пришёл к выводу: нет, без ценностей человек прожить не может.… Не пойдёт солдат на верную смерть, лишь только за то, чтобы вон тот холмик стал нашим. Он не сдвинется с места. А за веру, царя и отечество пойдёт и погибнет. Ценности определяют наше поведение. [4, с.205].      

Содержание патриотического воспитания граждан Российской Федерации базируется на множестве ценностных ориентацией. Согласно концепции, изложенной в учебном пособии «Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации», в системном плане их можно представить следующими относительно самостоятельными группами.
         1. Общечеловеческие  ценности, связанные в первую очередь с духовно-нравственной сферой жизни народов, населяющих Россию, представленные в таких понятиях, как «любовь к Родине», «любовь к своему народу», «свобода слова»,  «личная, общественная и государственная безопасность», «моральная ответственность», «гуманное отношение к человеку», «социальная справедливость»,  «материальная обеспеченность жизни человека», и многих других, выступающих в качестве предпосылки эффективного решения задач патриотического воспитания.

2. Национально-государственные ценности. Они отражают положительные тенденции становления и развития Российского государства, народов, входящих в него, те исторические традиции, которые сложились на протяжении веков и положительно влияют на возрождение и процветание Отечества. Национально-государственные ценности отражают богатство и своеобразие идей, деятельность отдельных личностей, беззаветное, высокое служение интересам общества, государства, народа, положительный опыт сохранения и умножения духовно-культурного и материального богатства России, населяющих её народов. При этом важно видеть диалектическую взаимосвязь учета и защиты общегосударственных российских и национальных интересов, сохранения ценностей, национальных традиций, способствующих объединению России, обеспечению безопасности каждого гражданина, каждого народа, Российского государства в целом.

3. В содержание патриотического воспитания входит множество профессиональных ценностей. Профессионализм как ценность в области проявления реального патриотизма имеет свой воспитательный аспект влияния на сознание, подсознание, чувства, волю человека. Высокий профессионализм всегда является показателем высокого уровня развития культуры в той или иной области человеческой деятельности. Он традиционно считается гордостью любого народа, государства, общества.

Профессиональные ценности накапливаются и проявляются в каждой сфере профессионального труда в виде любви к своей профессии, добросовестного отношения к делу, проявления творчества в выполнении профессиональных задач, в символике и профессиональных ритуалах, форме одежды, культуре взаимоотношений в процессе труда, в отношениях к государственным материальным и духовным ценностям и т.д.

4. В процессе патриотического воспитания важно учитывать и целенаправленно использовать личностные ценности, то есть качественные характеристики человека, по которым определяется уровень развития патриотизма. По их реальному проявлению, по конкретным действиям и поступкам, взглядам, убеждениям, жизненным позициям, эмоциональным проявлениям оценивается патриотизм гражданина и воина России. В данном случае речь идет о таких личностных ценностях, как осознание человеком своего места в жизни, патриотического долга служения Отечеству, выполнения гражданских, конституционных, профессиональных обязанностей, любви к своей Родине, к своему народу. Также  готовность выступить на защиту интересов России, обеспечить безопасность личности, общества и государства, проявлять высокую ответственность  за результаты труда, быть носителем культурных ценностей своего  народа, и других.

На основе патриотических ценностей определяются цели и задачи патриотического воспитания.

          По этой причине воспитательная сверхзадача создаёт условия для идентификации мироотношения  обучающихся с мироотношением учителя. При этом сам учитель должен олицетворять идеалы и ценности человека, патриота. Быть выразителем идеалов и ценностей своего народа. Без этого компонента, по моему мнению, ни о каком патриотическом воспитании речи не может быть. Задача учителя на примере учебного материала -  открытие истоков современного патриотизма, пробуждение любви современного человека к Родине. Любовь современного человека (школьника) к своей Родине - это не чувственный архаизм, это актуальное состояние, которое требует постоянного каждодневного пробуждения. На уроках мы говорим о событиях прошлого, давно забытого, когда наши предки сражались и умирали на той земле, которую мы любим сегодня. Один крупнейший философ точно предсказал, когда начнётся новая война. «Как вы угадали?» - спросили его. «Это очень просто - ответил философ, я прибавил к датам прежней войны годы, достаточные для того, чтобы народилось и выросло новое поколение. Эти, пришедшие в мир, не знали ужасов прежней войны и развязали  свою… » [3, с.196].

Самое главное, изначальное в деле патриотического воспитания молодёжи — твёрдое убеждение учителя, что эта работа необходима, что в каждом человеке должно жить ощущение Родины, своих исторических корней, своей принадлежности к определённой культуре, традициям, народности. Опыт учителя подскажет и содержание, и формы данной работы. Чтобы достучаться до молодого человека, эта работа должна вестись от сердца к сердцу. Поэтому шумные, громкие мероприятия, посвящённые какому-то историческому событию, дате, на мой взгляд, не приносят желаемого результата. А вот подготовку к встрече по поводу знаменательной исторической даты учитель может использовать в полной мере.

Не секрет, что многие ребята хотят выступать на сцене, поэтому в инсценировках, посвящённых различным историческим событиям, участвуют охотно. Много времени у учителя уходит на разработку сценария, подбор стихов — они должны быть понятными всем присутствующим, эмоциональными, сочетаться со словами ведущего.

Чтобы встреча получилась интересной, достигла своей цели, необходимо не только тщательно разработать сценарий, но и подбирать актёров-учащихся, соответствующую музыку и оформление. Всё должно быть сосредоточено на создании в зале соответствующего героико-патриотического настроя. И прежде всего, этим чувством должны проникнуться сами актёры, а к этому их должен подвести учитель.

Обо всём этом невозможно было рассказать в рамках одного-двух программных уроков. Зная, что придётся рассказывать со сцены о подвиге или читать стихотворение, ребята совсем по-иному вслушивались в рассказ учителя. В подготовку инсценировки желательно включить как можно большее число учащихся, поручая даже слабым ученикам небольшие роли. Неоднократно убеждалась в том, что те ребята, которых в школе редко приглашали участвовать в мероприятиях, т.е. “никудышные троечники”, очень ответственно относились к порученной роли, понимая, что в них поверили, и даже к учёбе меняли отношение.

           Хорошей возможностью для воспитания ребят в духе уважения к нашему прошлому стало их участие в разработанных мною уроках персонифицированной имитации, уроках  спектаклях по дисциплинам «Основы философии», «История». Очень интересно прошло внеклассное мероприятие «Колесо истории в нашем крае» в форме театрализованного турнира, «Парад поколений: «Служу Отечеству» », «Солдат и маршал» в форме спектакля, «Этапы становления Конституции Российской Федерации».

         Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? [5, с.35]  Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в свои уроки включаю элементы краеведения, и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. 

          Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связанно с краеведением и опираться на краеведение. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, округа, области дает возможность будить интерес у студента  к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по моему мнению, обязательно станет таковой.

Литература

1. Вырщиков, А. В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях /  А.В. Вырщиков. - М.: Планета. 2010.

2. Вырщиков, А. В. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. / А.В. Вырщиков,  М.Б. Кусмарцев. -   Научное издание. -  М.:  НП ИПД Авторское перо, 2005.

3. Гуревич, П.С. Введение в философию: Учеб. пособие для учащихся 10-11классов средней школы. / П.С. Гуревич - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.

4. Гуревич, П.С. Человек.9кл.: Учеб пособие для общеобразоват. учеб.  заведений./ П.С. Гуревич – М.:Дрофа,1995.

5. Комарова, Г. Воспитывать сердцем/Г.Комарова//Приложение к газете Первое сентября. – 2010.- №9 - С.35.

6. Шоган  В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие/ В.В.Шоган. - Ростов н.-/Д: Феникс,2007.