А.Г.Пахомов,

преподаватель физики

ГБОУ СПО

«Михайловский профессионально-педагогический колледж»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕНА УРОКАХ ФИЗИКИ

Еще в 2000 году сотрудники Института молодежи опубликовали монографию «Молодежь будущее России», в которой были изложены основные результаты исследований по этой проблеме. Ученые обратили внимание на то, что в последнее время снизилась забота нашего общества о воспитании подрастающего поколения, в то время как важность воспитания в новых условиях, когда меняются жизненные цели и нравственные ориентиры многократно возрастает.

Помня о том, что «сами по себе растут только сорняки» будущее России необходимо воспитывать и задача эта ложится, прежде всего, на плечи преподавателей. Т.е. на уроке, кроме обще учебных задач учитель должен решать и воспитательные задачи.

В процессе преподавания физики учитель имеет большие возможности для воспитания у студентов любви к своему Отечеству, гордости за русскую и советскую науку и технику, глубокого уважения к тем, кто своим умом, знаниями, трудом приумножил славу нашей Родины, кто в тяжелой схватке  с врагом отдал за нее свою жизнь. Воспитание патриотизма, прежде всего, связано с воспитанием благодарной памяти к героическому прошлому нашего народа.

Патриотическое воспитание – это воздействие не только и не даже не столько на умы, сколько на чувства. Интересно подобранный и ярко эмоционально преподнесенный материал пробуждает у студентов благородные чувства, оставляет в сознании глубокий след.

Программный материал курса физики позволяет проводить патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Так при изучении физики я знакомлю студентов с  биографиями ученых, которые внесли свой вклад в развитие техники. Полные подлинного драматизма, но вместе с тем и высочайших взлетов мысли и духа биографии Циолковского, Попова, Курчатова и др. имеют огромный потенциал. Люди – легенды, беззаветно преданные Родине, своему делу, люди – личности, в судьбе которых отразилась наша эпоха со всеми ее трудностями и противоречиями оживают в глазах студентов. Вряд ли оставят равнодушными ребят слова А.С.Попова, который, работая в трудных условиях царского режима, без материальной поддержки не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение. Он сказал: « Я – русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу». Истинным ученым-патриотом являлся И.В.Курчатов, он буквально до последних дней своей жизни руководил работами в области атомной энергетики. «Быть советским ученым – большое счастье. Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке Великой страны Советов» — говорил ученый.
Не только биографический материал позволяет воспитывать патриотов своей Родины. После изучения темы: «Плавание тел» решаем задачу:
«Необходимо переправить тяжелую чугунную трубу с одного берега реки на другой. Если трубу поместить в лодку, то лодка погрузиться в воду до краев и нельзя будет сесть гребцу. Найти способ переправить трубу лодкой и без нее».
Рассмотрев, все предложенные студентами варианты, выбираем наиболее приемлемые, я рассказываю о том, как в великой битве с фашистами за Днепр для переправы на другой берег советские воины под ураганным огнем врага умело использовали подручные средства, бревна, пустые бочки, канистры, набитые камышом или соломой. А затем знакомлю с современными средствами переправы через водные преграды, используемые в Российской Армии.
При изучении давления предлагаю самостоятельно отыскать способ пешего перехода через топкое труднопроходимое болото. Выслушав все предложения, рассказываю о «мокроступах», предложенных солдатами в беседе с маршалом Жуковым при подготовке наступления советских войск в 1944г. при освобождении Белоруссии. Великая Отечественная война явилась трудным испытанием не только для армии, но и для науки. Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости отдать все свои силы, знания, опыт великому делу разгрома фашизма.
Развернувшаяся битва стала не только смертельной схваткой двух миров – социализма и фашизма, но и войной моторов», «дуэлью умов», «сражением мысли».

Призыв «Всегда опережать технику врага». «Я не вижу моего врага-немца конструктора, который сидит над своими чертежами в глубоком убежище. Но, не видя, его я воюю с ним. Я знаю, чтобы не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю свою волю и фантазию, знания и опыт»,… чтоб  в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем», — писал авиаконструктор А.Лавочник. Этими словами мы начинаем конференцию на тему: «Воздушный флот в годы Великой Отечественной войны», где рассказываем о новых конструкциях самолетов ЛА, ТУ, ИЛ, ЯК, которые по многим характеристикам превосходили самолеты противника. В своих выступлениях студенты рассказывают о вкладе ученых-авиаконструкторов  в победу, о суровых  военных буднях, когда, отводя на сон 2-3 часа,  авиаконструкторы создавали новые истребители и бомбардировщики.

При изучении темы: «Закон сохранения импульса»
Рассматриваем вопрос о создании само грозного реактивного оружия времен войны – гвардейского миномета БМ-13, вскоре любовно названного в народе «катюша», которое покрыло себя неувядаемой славой, говорим о первом полете Ю.А. Гагарине в космос.

 Изучение темы: «Магнитное поле» сопровождаю таким историческим  экскурсом. В годы 2-ой мировой войны фашисты в большом количестве использовали магнитные мины для борьбы с  нашим Военно-морским Флотом. Перед советскими физиками была поставлена задача – создать способ защиты наших кораблей от этих мин. С этой задачей блестяще справились Александров и Курчатов. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым налетам вражеской авиации, вели ученые-патриоты свою работу. За все время войны ни один из размагниченных кораблей не подорвался. Отвечая на разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию сухопутной магнитной мины для танков, которая с успехом использовалась для уничтожения техники врага.

 Конечно, можно было еще привести немало примеров, которые подтверждают, что действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Используя эту информацию на уроках, мы воспитываем будущих патриотов, помнящих о том, какой ценой была завоевана Победа. От победного мая 45 нас отделяют 69 лет. Но память о ней должна оставаться всегда. У одного философа спросили: когда начнется следующая война?  Подумав, он ответил: когда придет поколение, которое забудет прошедшую.Пока жива память – будет мир.