Н.П. Мешков,

мастер производственного обучения

ГБОУ СПО «Михайловский

профессионально-педагогический колледж»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА

Судьбы казачества неразрывно связаны с судьбами всего народа…

Я уверен, что казачество, свято храня память и заветы своего

славного прошлого, снова начнет жить и крепнуть под сенью

нашей общей матери – Великой России.

                             Генерал  Кутепов А.П.

Пролетают годы, проходят столетия, сменяют друг друга поколения людей, вершащих судьбы мира, что-то из прошлого бесследно исчезает, а что-то остается в памяти поколений навсегда, становясь частью истории. Именно такие, значимые страницы из жизни народа и получают отражение в истории Отечества. Знать свою историю - значит твердо стоять на родной земле,  гордиться ее героическим прошлым,  быть достойным ее славного будущего. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.

Казаки — народ, имеющий свою культуру, историю. В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле — святой Руси, своему народу и своему государству, и никогда свое Отечество не подводили. 

Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать молодежь? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственных ценностях воспитывать подрастающее поколение? Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения настоящими патриотами своей страны, родного края. Многое для этого делают  образовательные учреждения страны, Вооруженные силы Российской Федерации, казачество, различные общественные организации и религиозные конфессии. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в жизни государства и  общества.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите». [1 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Российская газета, 28.2.2002 г.]

Переосмысление традиций культуры народов России, восприятие ее фундаментальных ценностей позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического характера.

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Система духовно-патриотического воспитания, являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, выполняет функции формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью. [Гавря А. Б., Томилин А. Н., Фонарев А. В. Сущность и содержание военно-патриотического воспитания на традициях и культуре казачества Кубани. Краснодар, 2005. 166 с.]

Одним из самобытных разделов в истории отечественной педагогической мысли является воспитательный опыт казаков. Казачество, как часть русского народа, имеет богатейшую историю, свой неповторимый национальный колорит, основой которого является самоотверженное служение Родине. Казаки, как носители духа свободы и воли, веками вели вооруженную борьбу на границах русского государства, отстаивая его независимость и интересы. Казачество в своей истории прошло несколько различных этапов, от беглых бунтарей, нередко подрывающих устои Российского государства, до наделенной дарованными государством правами и обязанностями - военному сословию являющемуся опорой дореволюционной России. Право на самобытную организацию общественного устройства казачество отрабатывало пожизненной военной службой. Особый уклад жизни казаков выработал у них своеобразные ценности, определяющие приоритетные направления во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в подготовке подрастающего поколения.

Основой воспитательной системы казаков были религиозно-нравственные и военно-патриотические традиции,  которые передавались из поколения в поколение, являлись  истинными духовными ценностями русского народа.

Казак со дня своего рождения и до глубокой старости воспитывался в духе самопожертвования, готов был отдать жизнь за «веру, царя и  Отечество».

Семья, социальная среда, государственные институты оказывали целенаправленное воздействие на становление личности казака, формируя идеал человека: труженик, семьянин, воин, гражданин.  Всем укладом семейной жизни  казаки стремились воспитывать в детях чувство долга перед семьей и Отечеством, уважение к старшему и ближнему, отвращение к злу и неправде. Учили  радоваться удачам,  достойно преодолевать трудности, ценить дружбу, мир и порядок. Казачьи семейные традиции наполнены обрядами и ритуалами приобщения ребенка к  образу жизни предков. Родители  стремились   воспитать из мальчика воина, из девочки - достойную супругу казака, способную стойко переносить длительные отлучки мужа или сына, самостоятельно вести хозяйство, воспитывать детей. Родители с самого раннего детства начинали готовить сыновей к службе, собирали деньги на обмундирование и оружие, на покупку боевого коня. И считалось величайшим позором, если сделать этого не удавалось. Порой семья разорялась, но юноша уходил на службу полностью экипированным.

Важное значение для воспитания подрастающего поколения имел пример старших. Слушая рассказы взрослых о былых делах, или встречая возвратившихся с войны или службы казаков, казачата стремились подражать им в лучшем, перенимали манеру поведения, осознавали свою принадлежность к казачьему роду. Обычаи, созданные всем укладом станичной жизни, религиозно-нравственные заветы, воплотившиеся в «Кодексе казачьей чести», соблюдались строго и носили характер местного закона.

Идея возрождения былых казачьих войск в чистом виде с земельным фондом и привилегиями в начале третьего тысячелетия выглядит сомнительно и утопично, но то духовное наследие, которое дошло до наших дней нуждается во внимании и переосмыслении.

Перспективные направленияпатриотического воспитания подрастающего поколения на основе приобщения к культуре казачества.

 1. Обновление содержания гуманитарного образования в школе и вузах: переориентации его на воспитание патриотического сознания россиян, любви к Родине, гражданственности, с учетом социально-экономических и этнокультурных особенностей регионов России.

2. Обогащение содержания и методов воспитательной деятельности на основе традиционных мировоззренческих, духовно-нравственных ценностей казачества: патриотизме, православии и гражданственности.

3. Воспитание у подрастающего поколения толерантного отношения к культурным ценностям путем введения в гуманитарные учебные курсы образовательных учреждений разделов о традиционной духовной культуре, как народов России, так и казачества, как наиболее яркого представителя культуры межнационального общения.

4. Определение личностного отношения к любой идеологии, религии и культуре, основываясь на чувстве национального самосознания молодежи, в контексте Российской гражданственности. Воспитание у представителей нового поколения россиян веротерпимости и чувства уважения к согражданам нашей страны.

5. Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи осуществлять в процессе возрождающейся практики юнармейского движения (детских и юношеских военных сборов и игр). Ввести обучение основам военного дела в учебный план общеобразовательной школы. Способствовать развитию детских и юношеских самодеятельных объединений военно-патриотической направленности. Содействовать организации допризывной подготовке молодежи для службы в рядах Вооруженных Сил России, используя при этом лучшие традиции казачества.

6. Для регионов традиционного проживания казаков целесообразно возрождение и создание кадетских казачьих школ,  национально-культурных казачьих клубов,  центров гражданско-патриотического воспитания на базе учреждений образования и  культуры.

7. В работе по патриотическому воспитанию активно использовать положительный воспитательный потенциал духовенства многоконфессиональной России.

Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества [Гавря А. Б. Военно-патриотическое воспитание подростков на традициях казачества Кубани. Автореф.  кан. пед. наук. С-Пб.:  ВМИРЭ, 2006. 24 с.]

Президент России В. В. Путин дал высокую оценку казачеству. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Анализ источников показывает, что казачество имело четко определенную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности. Основным направлением деятельности войсковых и окружных казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, было и остается патриотическое и нравственное воспитание молодежи, подготовка казаков к военной службе и защите Отечества. В этом и есть смысл казачьей идеи и казачьего духа.

Практические мероприятия являются наиболее эффективными для воспитания у молодого поколения любви к своей Родине и готовности к ее защите, так как подростки приобретают свой собственный опыт и воспринимают события с позиции реального времени.

Принцип патриотической направленности воспитания и социализацииустанавливает в содержании, формах и методах воспитания  приоритетные задачи формирования патриотического, гражданского, национального самосознания, готовности к служению Отечеству.  Не менее важно учить молодежь  управлению общественными делами во благо человека, семьи, общества, казачества, воспитывать любовь к России, родному краю, своему народу.

Воспитание казака – это воспитание сознательного патриота и ответственного гражданина.

Литература:

1.                 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Российская газета, 28.2.2002 г.

2.                Гавря А. Б., Томилин А. Н., Фонарев А. В. Сущность и содержание военно-патриотического воспитания на традициях и культуре казачества Кубани // Краснодар, 2005.

3.                Гавря А. Б. Военно-патриотическое воспитание подростков на традициях казачества Кубани. Автореф.  к. п. наук. // С-Пб.: ВМИРЭ, 2006.

4.                Шалыгин В. В., автор-составитель, член Союза журналистов России Мой край родной, казачий. Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа области Войска Донского. – 3-е изд. – Волгоград: Станица-2, 2007.

5.                Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-kazakov-severnogo-kavkaza-xviii-nachalo-xx-veka#ixzz2tVKfdT88

6.                Проект Концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. Москва. 2011. http://www.stategovernor.admhmao.ru/wps/wcm/connect/Web+Content/hmao-departments/gov/komissii_i_sovety/kazaki/rekomendacii/61b54cee-f7a1-4fa9-81fe-460124fc41eb?presentationtemplate=Web+Content%2Fpt_print