Г.Н.Мелихова,
преподаватель
ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Построение в России правового государства и гражданского общества актуализирует проблему готовности молодого человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в профессиональной, экономической и культурной жизни. Это предполагает необходимость воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, формирования у выпускников системы непрерывного образования профессиональных и общих компетенций, которые предусматривают исполнение гражданского долга, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
В воспитании подрастающего поколения образовательные учреждения играют ведущую роль, поэтому проблема разработки теории патриотического воспитания молодежи приобретают в современных условиях особую актуальность.
Если толковать понятие „патриотизм” в изначальном смысле (греч. patre – Родина), то это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине.
Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется и развивается в каждом человеке, начиная с раннего возраста во взаимосвязи с развитием других качеств личности.
Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В XXIвеке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
Я работаю в учебном заведении 33 года, это ГБОУ НПО ПУ№23, в данный момент ГБОУ СПО СТТ, практически все это время являюсь классным руководителем обучающихся различных строительных групп.
Это трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна обучающимся, поскольку основное структурное звено в учебном заведении - это группа обучающихся под руководством классного руководителя и мастера производственного обучения. Именно в ней зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между подростками, толерантность, порядочность.
Моя воспитательная работа с группой проводится по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое; - общественно-полезная деятельность;
- духовно-нравственное; - индивидуальная работа с учащимися;
- спортивно-оздоровительное; - творческая внеурочная деятельность;
- учебно-познавательное; - проектная деятельность.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка, уставом Училища, воспитательной программой «Я - гражданин».
Цели работы по патриотическому воспитанию:
·Воспитание у молодых рабочих уважения к подвигу людей, ковавших победу, любви и уважения к Родине;
·Сохранение культуры и нравственности, укрепление духовного единства и патриотического воспитания будущих рабочих кадров;
Задачи работы по патриотическому воспитанию
· Воспитание порядочности, гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;
· Сформировать способность к трудовой деятельности в высокотехнологичном, конкурентном обществе;
· Сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
· Вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Предполагаемый результат
Воспитание квалифицированных рабочих кадров, владеющих компетенциями гражданственности, способных к самореализации в обществе, творчески активных и трудолюбивых молодых людей.
Систему патриотического воспитания в группе я строю с учётом возраста обучающихся, учитывая их степень подготовленности к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. Обычно, у меня в группе обучаются только юноши от 15 до 19лет, но иногда есть смешанные группы: юноши и девушки. Стараюсь привлечь к активному участию в различных училищных и групповых мероприятиях всех обучающихся. Особое внимание уделяю ребятам «группы риска», у нас таких, как правило, практически половина группы.
С первых дней занятий во всех группах провожу беседы о значении мирной профессии строителя, о роли рабочих кадров в нашей стране, о нашем родном крае и о вкладе нашего учебного заведения, которому более 60 лет в развитие инфраструктуры города Михайловки, о многочисленных выпускниках училища.
На первом курсе стараюсь способствовать формированию гражданских и нравственных качеств личности, воспитанию активной жизненной позиции.
Провожу классные часы «Государственные символы России»,«Моя малая Родина», «Мы за тех, кто из профтех», «Когда мы едины – мы непобедимы», «Казачьему роду нет перевода», «Поговорим о вежливости и культуре», «Я шлю тебе письмо из 41-го».
Значительно расширяют кругозор подростков военно-исторические и военно-патриотические викторины, экскурсии-путешествия, экспресс-рассказы, беседы, выставки тематических докладов, рефератов. Ребята с удовольствием выполняют презентации на темы: «Война и дети», «Малоизвестная война», «Герои рядом», «Все для фронта», «Мирные жители в горящем Сталинграде». С интересом юноши и девушки участвовали в военно-исторической викторине «Путь через века» и в заочном путешествии по местам Сталинградской битвы «Из руин и пепла вставший».
В 2013 учебном году была разработана программа «Победа в сердце каждого живет» (к 70-летию Победы в Сталинградской битве). В рамках программы проводились различные мероприятия: уроки мужества, вечера-хроники, вечера-воспоминания. На них вспоминали участников Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы, детей Сталинграда, блокадного Ленинграда, тружеников тыла. С помощью сайта «Подвиг народа» были собраны материалы о наградных листах родственников, участников Великой Отечественной войны, проведен урок мужества «Вспомним их поименно…».
Традиционно в канун 9 мая в училище проходит митинг, посвященный годовщине Победы. Лучшие обучающиеся возлагают цветы к Вечному огню, приняли участие в флеш-мобе «Колокола памяти».
В процессе гражданско–патриотического воспитания обучающиеся приближаются к такому понятию, как солдатский долг. И могу точно заверить, что многие мои выпускники достойно отдают гражданский долг своей Родине, не ищут легкие пути, не скрываются, а идут и служат.
Чтобы подготовить будущих защитников Отечества к службе в Армии, а вернее выявить, как они сами понимают, что же такое – служение Родине, провожу блиц-опрос «Служба в Армии: за и против» и анкетирование «Готов ли ты служить в армии?».
Очень любят мальчишки военно-патриотическую игру «А ну-ка, парни», посвященную Дню Защитников Отечества, даже ребята, которые в «группе риска» (Моц А., ГолобородченкоВ.) были участниками соревнований, где заняли второе место.
Много интересного о сегодняшней службе в армии узнают мои мальчишки от наших бывших выпускников, встречи, с которыми, я провожу регулярно. И не только встречи, практически с каждым выпускником своей группы, служащим в РА я созваниваюсь или узнаю про него у родителей. На мой взгляд, большая роль в воспитании ребят патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними, а иногда даю совет, так как многие родители тоже были моими учениками. На родительских собраниях обсуждаем такие важные вопросы, как:
- воспитание толерантности у подростков;
-формирование патриотического сознания;
- становление будущего защитника Отечества;
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “за всё”, и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещаю курсы повышения квалификации, уделяя большое внимание самообразованию, участвую в областных и всероссийских конференциях и семинарах, руковожу научно-исследовательскими и творческими проектами обучающихся. Провожу большую внеклассную работу по поисковой работе, краеведению и оформлению творческих работ.
В заключение хочется отметить, что у нашей молодежи просыпается чувство национальной гордости и патриотизма, самосознания граждан Российской Федерации. И очень важно, чтобы эта работа постоянно проводилась в семье, учебных заведениях, строилась на нашей традиционной российской культуре и чтобы наша молодежь, стремилась личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны, если мы не хотим утратить своего своеобразия и идентичности в глобальном мире.
Подготовка к 70-летию Победы в Сталинградской битве.
Рис. 1. Мои активные помощники - Носов Семен, Бабкина Юля, Артемова Света,
Головко Юля
Выставка рисунков, поделок к празднику «День Победы»
Рис. 2. Работа в технике мозаика из скорлупы
Рис. 3. Работа в технике декупаж, кракелюр
Литература
1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
2. Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович – СПб: КАРО, 2009.