den otkrytyh dverey042024

Т.П.Кузнецова,

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

МКОУ Глазуновская СОШ,

Кумылженский район,

Волгоградская область

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Перед педагогом, преподающим учебный курс, стоят три главных вопроса: для чего необходимо изучать этот курс? что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели? каким образом надо организовать процесс обучения?

Цель историко - краеведческого образования — способство​вать духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Реализация намеченной цели возможна при введении в образователь​ную  программу собственно краеведческого компонента. Его структу​ра должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент в других учебных курсах и краеведческий компонент во внеклассной работе.

Краеведческий компонент в различных учебных дисциплинах имеет разную содержательную нагрузку.

В нашей школе в учебном плане в рамках школьного образовательного компонента введён элективный курс по литературе «Дорогами писателя…» (о жизни и творчестве писателя – земляка Фёдора Дмитриевича Крюкова).

Программа элективного курса предназначена для изучения в 10 классе, рассчитана на 17 часов.

Работая над литературой родного края, мы должны подчеркнуть её важную роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, в духовном развитии.

Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от    

гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историко - культурному наследию своего народа, края. Большая ответственность за патриотическое воспитание лежит на уроках литературы. Поэтому составление данной программы вызвано стремлением помочь ученикам лучше узнать писателя - земляка, сориентироваться в его литературно - художественном богатстве, что создавалось непосредственно в родном краю, нередко на материале самой жизни.

Книги Ф.Д.Крюкова формируют в душах учеников чувство Родины, которая начинается именно там, где жили наши деды, где растут сегодняшние ученики, откуда проложат они свои дороги в большую жизнь.

Программа включает в себя:

¾              Перечень произведений Ф.Д. Крюкова;

¾              Краткие аннотации к темам, указывающие на направления изучения творчества писателя и на важнейшие аспекты анализа конкретного произведения;

¾              Историко - литературные сведения, теоретике - литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства художественных произведений.

Данный курс по изучению литературы родного края призван удовлетворить и совершенствовать эстетические, нравственные и гуманитарные интересы учеников.

Эстетический аспект. Именно в нём заложена конкретная цель обучения. Литература, преображая действительность, создаёт новую художественную действительность, которая строится на своих собственных законах. Это очень важное условие понимания литературного произведения. Эти законы должны сделать доступным его смысл, способствовать развитию читательских умений.

Нравственный аспект. Важен, потому что литература родного края заставляет задуматься над коренными вопросами бытия. Она каждый раз по –новому ставит эти вопросы, убеждает в сложности решений и настаивает на значимости нравственных ценностей. В современных условиях нравственное содержание художественных произведений, а значит, и всего элективного курса приобретает особый вес. Он несёт знания и умения, формирует убеждения, определяет качества личности, направленность жизненных интересов в жизни.

Речевой аспект. Заложен характером материала. Усвоить содержание произведения читатель может, только выяснив, как в речевом отношении создано произведение, какими речевыми средствами достигается авторская установка, как в слове воплощается авторский замысел. Здесь необходим путь медленного вчитывания в текст. Вдумчивое чтение художественных произведений, работа над постижением их языка повышает культуру речи школьников. Развитие речи - необходимый компонент при изучении литературы родного края.

Читательские умения формируются на всём протяжении школьного курса литературы с 1-го по 11 класс и подразумевают комплекс творческих умений, главным из которых является умение чувствовать и понимать художественный язык. Формирование личного интереса к чтению художественной литературы - первейшая задача учителя. Поэтому программа обращена к ученику, к совершенствованию его личности, его интеллектуальных и эмоциональных возможностей,  совершенствованию его личности, его нравственных качеств.

В центре внимания оказываются понятия: автор, действительность, текст и читатель. Эти понятия являются сквозными для всего курса. Так решается одна из главных учебных проблем - порядок изучения отдельного произведения, построение элективного курса.

На всех этих уровнях действует сквозная логика учебной деятельности: выясняется, как действительность преображается автором в новую действительность; анализируется, как, по каким законам взаимодействуют все компоненты, составляющие художественный текст; выясняется, как текст воспринимается и понимается читателем.

Большую роль в формировании исторического мышления играет и биографический материал, позволяющий увидеть реальный исторический контекст изучаемого произведения.

Планируемые результаты.

Предметные:

- в познавательной сфере: понимание связи произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

​- в ценностно – ориентационной сфере: формулирование собственного отношения к произведениям, их оценка;

​- в коммуникативной сфере: осмысленное чтение и адекватное восприятие; создавать разные монологические высказывания разного типа; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой произведений;

- в эстетической сфере: формирование эстетического вкуса; понимание роли изобразительно – выразительных языковых средств.

Содержание программы.

У портрета писателя. «Представление» Ф.Д.Крюкова по экспозиции в историко – краеведческом музее «Писатель – земляк». Малоизвестные страницы его литературного наследия.

«Край родной». Самобытность стихотворения в прозе. Постижение образа автора через юношеское восприятие. Осознание необходимости учиться у большого мастера любить Родину. Художественно - изобразительные средства в стихотворении.

«Камень созидания». Страницы «Донских ведомостей», 25 ноября 1918 года. Соединение бытовых зарисовок и патетики в заметках. Живая душа казака и повседневная жизнь. Значение пейзажных зарисовок. Вера автора в родное казачество.

Интерес писателя к казачьему фольклорному образу «маленького» человека. Соединение исторического повествования и фольклора, бытовых зарисовок и политических лозунгов в очерке. Авторская позиция.

«Цветок - татарник». Непрерывное течение времени жизни в казачьих станицах и в городе. Пафос нравственных путей и перепутьев человека в годы «смуты». Характеры «праведников» в произведении. Авторские приёмы повествования. Миниатюры жизни. «Миниатюры» характеров героев.

«Обвал». Перемены, происходящие в городе и в деревне. «Всё ли по - старому?» Детали старого порядка. События революции. Гражданская тоска, гражданские мечтания в повести.

Творческий принцип автора: не погрешить против правды в воспроизведении исторической канвы событий. Максимальная вовлечённость документального, биографического материала в ткань произведения. Соотношение художественного и документального.

«В нынешние светлые лунные ночи...». События гражданской войны. Народ как решающая сила исторического процесса. Нравственный смысл новеллы.

«Здесь и там». Многозначность названия очерка, раскрытие в нём проблемы нравственного выбора. Этический пафос. Романтическая вера в лучшее будущее.

«Старший брат и младший брат». Продолжение темы изображения нелёгкой судьбы офицера – казака.

Становление и единение «младшего брата» и «старшего брата» - путь к жизни оздоровления и обновления. Соотношение художественности и документальности в рассказе.

«После красных гостей». Композиция рассказа. Тяготение к эпическому, насыщенному зарисовками быта новой социальной действительности.

Наблюдательность автора, меткость деталей, умение передать психологическое состояние героев. Воспевание планов преобразования жизни. Неординарность мысли писателя, склонность к самоанализу.

«В гостях у товарища Миронова». Разноплановость событий, разнохарактерность тематического решения, концентрация чувств в «страшном» мире. Страницы жизни рядового человека как важный фактор правдоподобности происходящих событий.

«Чувство чести и достоинства». Биение пульса времени в заметках, эмоциональная палитра. Духовно – нравственные истоки казачества.

Только опираясь на историко – краеведческий, литературный материал можно выработать у детей позитивную мотивацию к осознанию своих обязанностей перед Отечеством, к деятельности патриотического характера.

Использование в образовательном процессе формы урочной и элективной деятельности улучшают качество знаний, что подтверждается успехами учащихся в конкурсах, олимпиадах, способствуют расширению кругозора старшеклассников, вырабатывают у них навыки коммуникации, дискуссии, поиска информации из различных источников, применения исследовательских методов.

Литература

1.Стародуб К. Литературное краеведение в школе - М., Дрофа, 2003 г.

2. Крюков Ф. Д. Обвал – М.: АИРО - 21, 2009 г.

3.​ Крюков Ф. Д. Казачьи повести: Повести, рассказы/ Фёдор Крюков – М.: Вече», 2006 г.

4. Чиров Д. Писатели Нижней Волги - Волгоград: Н. - Волжское кн. изд - во, 1973 г.