Н.М. Денисова,
преподаватель
ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОДНОЙ ИЗ ДУХОВНЫХ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Слово «патриотизм» происходит от латинского слова «patris», что означает «родина», «отечество».
Патриотизм – это беспредельная преданность и любовь к своей Отчизне, к своему народу, готовность к подвигам во имя интересов своей Родины.
Духовно-нравственное воспитание занимает важное место в формировании личности человека на всех этапах развития человеческого общества.
Формирование у подрастающего поколения мировоззрения, патриотического сознания осуществляется, в первую очередь, в ходе учебно-воспитательного процесса. Для этого используется широкий арсенал форм и методов воспитательной, информационно-массовой, пропагандистской работы.
Под формами воспитательной работы используются способы организации коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся, направленной на достижение поставленной цели. К таким формам относятся лекции, доклады, беседы, рассказы, тематические вечера, собрания, организация походов, уроки мужества, спортивные игры «А ну-ка парни», поисковая и музейная работа, уроки мужества, торжественные собрания в знаменательные даты, походы по местам боевой и трудовой славы русского народа и др.
В процессе воспитания подрастающего поколения задача педагога заключается не столько в том, чтобы обучающиеся усвоили определенные понятия и овладели умениями и навыками правильного общественного поведения, сколько в том, чтобы выработать у обучающихся глубокие личные убеждения, чувства и привычки, соответствующие духовно-нравственным основам современного общества. Для этого содержание, виды и формы воспитательной работы должны быть чрезвычайно разнообразны. По своей организации их можно разделить на три основные группы (сх.1).
Схема 1 . Виды и формы воспитательной работы
Работа педагогов должна быть ориентирована на переоценку ряда традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности по формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации.
Сам педагог должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами энергично и преданно.
Чтобы определить степень патриотического сознания обучающихся моей группы я проводила ежедневные наблюдения за подростками в процессе обучения, изучала круг интересов, запросов через анкетирование с целью выявления положительных идеалов. В результате был выявлен низкий уровень патриотического сознания у некоторых обучающихся.
Известно, что учить легче, чем воспитывать. Результаты обучения относительно легко проверяются. Результаты воспитания не поддаются быстрой проверке [1, с.323].
В процесс подготовки и проведения внеклассной работы, направленной наформирование патриотического сознания подрастающего поколения как одной из духовных основ современного общества целесообразно привлекать самих обучающихся. К сожалению не все из них охотно принимаются за эту работу. Одни – в силу своего не желания, другие – хотели бы, но по определенным причинам не могут. Однако есть заинтересованные учащиеся и трудолюбивые, которые с большим интересом берутся за что-то новое и интересное. Большой интерес вызывают ролевые игры: надев камуфляжную форму, с гордостью чеканят шаг и напевают строевые песни.
Также на занятиях по своему предмету всегда можно использовать краеведческую информацию, что вызывает повышенный интерес у обучающихся к изучению материала и делает занятие полезным и занимательным.
При проведении работы по формированию патриотического сознания подростков как одной из основ современного общества, считаю, просто необходимым:
1.Пробуждать чувство любви к Родине через использования неисчерпаемых источников духовности русского народа: классическую литературу, музыку, живопись, скульптуру, фольклор.
2. Содействовать изучению истории и природы своей семьи, своего родного края и всей страны.
3. Применять материалы нашей великой истории России, в том числе военной.
4. Формировать патриотизм через уважение к наградам, мундирам, соблюдение воинских ритуалов.
5. Использовать потенциал казачьей песни, военной тематики, как прошлых лет, так и современных, посвященных героизму воинов-афганцев, участников чеченской войны, просто армейские песни о братстве, долге, товариществе.
6. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики.
7. Воспитывать в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга.
8. Воспитывать подрастающее поколение на основе приобщения к культуре казачества.
Одним из видов реализации этих задач являются различные внеклассные мероприятия. И всегда отрадно, когда подростки на таких мероприятиях вступают в дискуссии. Когда однажды на внеклассном мероприятии, по теме: «Гражданский патриотизм времен ВОО», где ребят заинтересовала фраза – казачество - это в первую очередь состояние духа русского народа, завязалась дискуссия, в которой сверстники пытались объяснить друг другу, понятие этой фразы. И это было отрадно. Понятно, что возрождение традиций казачества играет важную роль в формировании духовных основ общества. Ведь известно, что существовала казачья медаль «За усердие» в семейной жизни, которую выдавали за домовитость, за то, что дети благопристойно ведут себя. В семьях казаков всегда почитали и уважительно относились к своим предкам. С раннего детства в казачьих семьях у детей воспитывали следовать церковным заповедям. И эти семейно бытовые традиции казаков являются примером для воспитания подрастающего поколения.
Казаки испокон веков являлись не только защитниками своей малой родины - Донского края, но и государства в целом. Можно привести немало примеров патриотизма казаков. Не случайно император Александр IIIговорил: «Сильное казачество - сильная Россия»
Важным моментом формирования патриотического сознания подрастающего поколения является активизация воспитания сквозь призму победы в Великой Отечественной войне, где имеются все атрибуты духовных основ наших отцов и дедов.
Всякий раз, когда я слышу слово «патриотизм», передо мной встает образ моего деда Черняева Ивана Федоровича, прошедшего всю войну от начала до конца и вышедшим из неё победителем - Героем Советского Союза, героизму которого можно позавидовать. Он всегда был авторитетом, достойным подражания не только для меня и всей нашей семьи, но и для моих сверстников. Его имя, как и многих других, выгравировано на обелиске аллеи славы в г. Волгограде. В те нелегкие для страны года героями были все – и те, кто устремлялся в атаку сквозь непрерывный огонь врага, и те, кто под шквалом снарядов строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Методологическое осмысление наследия Великой Победы над внешним врагом позволяет охарактеризовать его историческую миссию – воспитание человека высоконравственного, гражданина, патриота, ответственного и гармоничного поколения XXIвека [2,с.28].
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания [3,с.280].
Но, конечно, самое большое удовлетворение и подростки и педагоги получают от поисковой и исследовательской работы, навыки которой нужно прививать современным подросткам. Я с гордостью могу сказать, что есть обучающиеся моей группы, являющиеся членами поисковых отрядов, они занимаются раскопками и перезахоронением погибших во время Великой Отечественной войны. Так, например, Носов Алексей зам. командира поискового отряда вахта памяти «Росич», который неоднократно ходил в походы по разным регионам страны. Члены отряда каждый год проводят слет поисковиков, где занимаются физической подготовкой, проходят ориентирование на местности и др. И с каким интересом на внеклассных заседаниях рассматриваются презентации по итогам походов, что вызывает неподдельный интерес у других подростков.
Некоторые ребята совместно с казаками ходят в рейды по охране правопорядка в городе и после рейдов увлеченно рассказывают о своей такой нужной работе.
Для усиления могущества страны необходимо целенаправленно проводить воспитательную работу среди молодого поколения, граждан российского общества третьего тысячелетия, способных по уровню своей жизни и профессионализма решать насущные проблемы страны через формирование общественного идеала гражданина, патриота.
Основные направления формирования патриотического сознания подрастающего поколения как одной из духовных основ современного общества можно выразить в следующей схеме.
|
||
|
||
|
||
|
Схема 2. Основные направления формирования патриотического воспитания граждан современной России
Исходя из принципов духовных основ общества, можно сделать вывод, что патриотизм это дело совести каждого, его внутренняя потребность участвовать в решении судеб Отечества. Формирование гражданина, нравственное и патриотическое воспитание - главные задачи воспитательной работы каждого педагога. Только воспитывая уважение к собственной истории и к традициям старших поколений можно вырастить настоящего достойного гражданина своей страны.
Я глубоко убеждена, что занимаясь духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения можно в значительной степени сократить и правонарушения подростков.
Литература
1. Бейлинсон В.Г. Педагогика - М.: Просвещение, 1976.
2. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: Методологический аспект - Волгоград: ГУ «Издатель», 2001.
3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания – Ростов н/Дону: Феникс, 2006.