Н.М. Денисова,

                                                                        преподаватель

                                                           ГБОУ  СПО «Себряковский  технологический  техникум» 

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОДНОЙ ИЗ ДУХОВНЫХ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Слово   «патриотизм»  происходит  от  латинского  слова  «patris»,  что  означает «родина»,  «отечество».

Патриотизм – это  беспредельная  преданность  и  любовь  к  своей  Отчизне,  к  своему  народу,  готовность   к  подвигам   во  имя  интересов  своей  Родины.

Духовно-нравственное  воспитание    занимает  важное  место  в  формировании  личности  человека  на  всех  этапах  развития  человеческого  общества.

Формирование  у  подрастающего  поколения  мировоззрения, патриотического  сознания  осуществляется,  в  первую очередь,  в ходе  учебно-воспитательного  процесса.  Для  этого  используется  широкий  арсенал  форм  и  методов  воспитательной,  информационно-массовой, пропагандистской    работы.

Под формами  воспитательной  работы  используются  способы  организации  коллективной  и  индивидуальной  деятельности  обучающихся,   направленной  на  достижение  поставленной  цели. К  таким  формам  относятся  лекции,  доклады, беседы,  рассказы,  тематические  вечера,  собрания, организация  походов,  уроки  мужества, спортивные  игры  «А  ну-ка  парни»,  поисковая  и  музейная  работа, уроки  мужества, торжественные  собрания  в  знаменательные  даты, походы  по  местам  боевой  и  трудовой  славы  русского  народа  и  др.

В процессе  воспитания  подрастающего  поколения   задача  педагога  заключается  не  столько  в  том, чтобы  обучающиеся  усвоили  определенные  понятия  и  овладели  умениями  и  навыками  правильного  общественного  поведения,  сколько в  том,  чтобы  выработать  у  обучающихся  глубокие  личные  убеждения,  чувства  и  привычки,  соответствующие духовно-нравственным  основам  современного  общества. Для  этого  содержание, виды  и  формы  воспитательной  работы  должны  быть  чрезвычайно  разнообразны. По  своей организации  их  можно  разделить  на  три  основные  группы (сх.1).

Схема 1 . Виды  и  формы  воспитательной  работы

Работа  педагогов  должна быть  ориентирована на переоценку ряда традиционных   представлений  в  области патриотического воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности  по формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации. 

Сам   педагог  должен  быть  искренним  и  убежденным  патриотом  и  уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими  делами  энергично  и преданно.

Чтобы  определить  степень  патриотического  сознания  обучающихся  моей  группы  я  проводила  ежедневные наблюдения за подростками  в процессе обучения, изучала  круг интересов, запросов  через   анкетирование с целью выявления  положительных  идеалов. В  результате  был  выявлен  низкий  уровень    патриотического  сознания  у  некоторых  обучающихся.

Известно,  что  учить  легче,  чем  воспитывать. Результаты  обучения   относительно  легко  проверяются.  Результаты    воспитания  не  поддаются  быстрой  проверке [1, с.323].

В  процесс   подготовки  и  проведения  внеклассной  работы,  направленной  наформирование  патриотического  сознания   подрастающего  поколения  как  одной  из  духовных  основ  современного  общества  целесообразно  привлекать  самих  обучающихся. К  сожалению  не  все  из  них   охотно  принимаются  за эту  работу. Одни – в  силу  своего  не желания, другие – хотели  бы,  но по  определенным  причинам  не  могут. Однако  есть  заинтересованные учащиеся и трудолюбивые,  которые  с  большим  интересом  берутся за  что-то  новое  и  интересное. Большой  интерес  вызывают  ролевые  игры: надев  камуфляжную  форму,  с  гордостью  чеканят  шаг  и  напевают  строевые  песни.

Также  на  занятиях по  своему  предмету  всегда  можно  использовать  краеведческую  информацию,  что  вызывает  повышенный  интерес  у  обучающихся  к  изучению материала  и  делает  занятие полезным  и  занимательным.

При  проведении  работы  по  формированию  патриотического  сознания  подростков  как  одной  из  основ  современного  общества,  считаю,  просто  необходимым:

1.Пробуждать  чувство  любви  к  Родине  через   использования  неисчерпаемых источников духовности русского народа: классическую литературу, музыку, живопись, скульптуру, фольклор. 

2. Содействовать  изучению  истории  и  природы  своей  семьи, своего  родного  края  и  всей  страны.

3.  Применять  материалы  нашей  великой  истории  России, в том числе военной.

4. Формировать патриотизм  через  уважение  к  наградам, мундирам, соблюдение  воинских  ритуалов.

5. Использовать потенциал  казачьей  песни, военной тематики, как прошлых лет, так и современных, посвященных героизму воинов-афганцев, участников чеченской войны, просто армейские песни о братстве, долге, товариществе.

6. Прививать   чувство  гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики.      

7. Воспитывать   в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам  общественной  и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга. 

8. Воспитывать  подрастающее  поколение  на  основе  приобщения  к  культуре  казачества.

Одним  из  видов  реализации  этих  задач  являются  различные  внеклассные  мероприятия. И  всегда  отрадно,  когда  подростки на  таких  мероприятиях  вступают  в  дискуссии. Когда  однажды  на  внеклассном  мероприятии,  по  теме: «Гражданский  патриотизм  времен  ВОО»,  где  ребят  заинтересовала  фраза – казачество  - это  в  первую  очередь  состояние  духа  русского  народа,  завязалась  дискуссия,  в  которой    сверстники  пытались  объяснить  друг  другу,  понятие  этой  фразы. И  это  было  отрадно. Понятно, что  возрождение  традиций  казачества играет  важную  роль  в формировании  духовных  основ  общества. Ведь  известно,  что  существовала    казачья  медаль  «За  усердие»  в  семейной  жизни,  которую  выдавали  за   домовитость, за  то,  что  дети  благопристойно  ведут  себя.  В  семьях  казаков  всегда  почитали  и  уважительно  относились  к  своим  предкам. С  раннего  детства  в  казачьих  семьях у детей  воспитывали  следовать  церковным  заповедям. И  эти  семейно  бытовые  традиции  казаков являются  примером  для  воспитания  подрастающего  поколения.

Казаки  испокон  веков  являлись  не  только  защитниками  своей  малой  родины - Донского  края,  но  и  государства  в  целом. Можно  привести  немало  примеров  патриотизма  казаков. Не  случайно  император  Александр IIIговорил: «Сильное  казачество - сильная  Россия»

Важным  моментом   формирования  патриотического  сознания  подрастающего  поколения  является   активизация  воспитания  сквозь  призму    победы  в  Великой  Отечественной  войне, где  имеются  все  атрибуты  духовных  основ  наших  отцов  и  дедов.

Всякий  раз, когда  я слышу  слово  «патриотизм»,  передо  мной  встает  образ  моего  деда Черняева  Ивана  Федоровича,  прошедшего  всю  войну  от  начала  до  конца и  вышедшим  из  неё  победителем - Героем  Советского  Союза,  героизму которого  можно  позавидовать. Он  всегда  был  авторитетом,  достойным  подражания  не  только  для  меня  и  всей  нашей  семьи,  но  и  для  моих  сверстников. Его  имя,  как  и  многих  других, выгравировано на обелиске   аллеи  славы  в г. Волгограде. В  те  нелегкие  для  страны года  героями  были  все – и  те,  кто  устремлялся  в  атаку  сквозь  непрерывный  огонь  врага,  и  те, кто  под  шквалом  снарядов  строил  мосты  и  тянул  провода  к  командным  пунктам. Методологическое  осмысление  наследия  Великой  Победы  над  внешним  врагом  позволяет  охарактеризовать  его  историческую  миссию – воспитание  человека  высоконравственного, гражданина,  патриота,  ответственного  и  гармоничного   поколения  XXIвека [2,с.28].

Развитие  и  формирование  личности  можно  успешно  осуществлять  только  в  коллективе  и  через  коллектив,  что  является  одной  из  важнейших  закономерностей  воспитания [3,с.280].

Но,  конечно,  самое  большое удовлетворение  и  подростки  и  педагоги  получают  от  поисковой  и  исследовательской  работы,  навыки  которой  нужно  прививать  современным  подросткам.  Я  с  гордостью  могу  сказать,  что  есть    обучающиеся  моей  группы,   являющиеся  членами  поисковых  отрядов, они  занимаются  раскопками  и  перезахоронением  погибших  во  время  Великой  Отечественной  войны. Так,  например,  Носов  Алексей  зам.  командира  поискового  отряда  вахта  памяти  «Росич»,  который  неоднократно  ходил  в  походы  по  разным  регионам  страны. Члены  отряда  каждый год  проводят  слет  поисковиков,  где  занимаются  физической  подготовкой, проходят  ориентирование  на  местности  и  др. И  с  каким  интересом  на  внеклассных  заседаниях  рассматриваются  презентации  по  итогам  походов,  что  вызывает  неподдельный  интерес  у  других  подростков.

Некоторые  ребята  совместно  с  казаками  ходят  в рейды  по  охране  правопорядка  в  городе  и  после  рейдов  увлеченно  рассказывают о своей  такой  нужной  работе.

Для  усиления  могущества  страны  необходимо целенаправленно проводить  воспитательную  работу  среди  молодого  поколения, граждан  российского  общества  третьего  тысячелетия, способных  по  уровню  своей  жизни  и  профессионализма  решать насущные  проблемы  страны  через  формирование  общественного  идеала гражданина, патриота.

Основные    направления    формирования    патриотического    сознания подрастающего  поколения  как  одной  из  духовных  основ  современного  общества  можно  выразить  в  следующей  схеме.

      духовно-нравственное

развитие  высокой  культуры  и  образованности, формирование высоконравственных  качеств и культурно-  исторических  ценностей, профессионально-  эстетических  норм и др.

гражданско-патриотическое

воспитание  правовой  культуры, четкой  гражданской  позиции, законопослушания,  сознательного,  бескорыстного, добровольного служения Отчизне

героико-патриотическое

пропаганда  героизма  русского  солдата, приобщение к героическим  событиям  истории  России, гордости  за  подвиги  предков

спортивно-патриотическое

воспитание  силы,  ловкости, морально-волевых  качеств, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности, гордости  за  спортивные  достижения  страны

Схема 2. Основные  направления  формирования  патриотического  воспитания граждан современной  России

Исходя  из  принципов   духовных  основ  общества,  можно  сделать  вывод, что  патриотизм  это  дело  совести каждого,  его  внутренняя  потребность  участвовать  в  решении  судеб  Отечества. Формирование  гражданина, нравственное  и  патриотическое  воспитание - главные  задачи  воспитательной  работы  каждого  педагога. Только  воспитывая  уважение  к собственной истории  и  к  традициям  старших  поколений   можно  вырастить  настоящего  достойного  гражданина  своей  страны.

Я  глубоко  убеждена,  что  занимаясь  духовно-нравственным  воспитанием  подрастающего  поколения  можно  в  значительной  степени  сократить  и  правонарушения  подростков.

Литература

1. Бейлинсон В.Г.  Педагогика - М.: Просвещение, 1976.

2. Вырщиков А.Н. Патриотическое  воспитание: Методологический  аспект - Волгоград: ГУ «Издатель», 2001.

3. Кукушин В.С. Теория  и  методика воспитания – Ростов н/Дону: Феникс, 2006.