И.А. Гусева,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 7 г. Михайловки
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте [1] говорится о формировании у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты [2]:
· Когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
· Ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
· Эмоциональный (принятие или неприятие своей принадлежности);
· Деятельностный (поведенческий – гражданская активность).
Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель.
Цель учителя начальных классов совпадает с одной из задач современного образования - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.
Особенностью работы педагога в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.
Образовательная система «Школа 2100» успешно реализует эти цели в курсе «Окружающий мир». Изучение таких тем, как «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Народы России», «Наш общий дом», «Что такое общество?», «Как жить в мире людей?» не только дает знание основных событий истории государства, края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, но и формирует чувство гордости за свой народ, семью, город.
Работа с текстами домашнего чтения об истории II мировой войны, памятных датах расширяет кругозор учащихся, формирует историческую память и чувство гордости и сопричастности событиям героического прошлого народов России.
Темы «Я – гражданин России», «Власть народа», «Кто в государстве самый главный?», формируют представления учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; правовую компетентность; информирует об основных общественно-политических событиях в стране и в мире.
Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых писателей, ученых направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях.
В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности, поэтому для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе можно и нужно использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.
Проектные технологии, дающие возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении, для самостоятельного пополнения учащимися своих знаний, возможность глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), где сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.
Информационно-коммуникационные технологии - неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в сеть ИНТЕРНЕТ.
Использование проектных технологий позволяет учащимся не только собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация), но и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную задачу.
Работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:
· он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;
· он владеет культурой общения, коммуникативен, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
· он умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;
· он способен к сознательному управлению своим поведением;
· он обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой.
Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будут черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2010
2. http://www.scienceforum.ru/2014/503/2343-Актуальность проблемы развития гражданской идентичности у младших школьников, Литвин Т.В.