О.В. Бакатова,
воспитатель
МК ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Ивушка»,
городского округа г. Фролово
ГЕРОИКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросам героико – патриотического воспитания в детском саду всегда уделялось внимание. В последние годы наш детский сад тесно сотрудничает с общественной организацией ветеранов ВОВ и тружениками тыла, с краеведческим музеем, и библиотеками нашего города.
Актуальность проблемы заключается в том, что дети нового поколения мало знают о родной стране, особенностях народных традиций и о своём городе .Часто равнодушны к близким людям, редко проявляют сострадание к своим близким и чужому горю. Поэтому основной задачей является – более раннее воспитание в детях любви к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойными членами своей страны.
Воспитаниее героико - патриотических, чувств ребёнка с первых лет жизни, является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Качества, которые разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какие знания ему привьют родители, воспитатели и учителя.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Работа по героико-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
*Воспитание у ребенка любви к семье, близким людям, своему дому.
*Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
*Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
*Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
*Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
*Развитие элементарных знаний о правах человека;
*Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
* Знакомство с героями Великой Отечественной войны, защищавшими нашу Родину. С героями павшими в бою за Сталинград.
Использование проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, обобщать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Темы проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе. Игровые, творческие, познавательные. Можно предложить следующие классификации проектов.
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет.
2. Ролево – игровые с элементами творческих игр. (Когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности (с педагогами, родителями и детьми) ;
7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
* учет интересов каждого ребенка;
* деятельность детей без принуждения;
* предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
* совместное с взрослыми поэтапное достижение цели;
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выступают в роли ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Приложение
В рамках реализации проекта «Улицы моего города» можно использовать:
- составление совместно с родителями плана улиц города;
- составление стенгазеты "Экскурсии по городу" детей групп;
- составление рассказов " Улица, на которой ты живёшь";
- рисование с детьми «Достопримечательностей города»;
- И заключительный этап - совместное с родителями проведение игры - конкурса "Зарница"
Этот проект помогает родителям лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Намечены перспективы работы:
·продолжить работу по организации психолого - педагогического просвещения родителей, ориентированных на обсуждение актуальных и значимых проблем;
·интенсивно вовлекать воспитанников в нормативно- ценностный стиль отношений в общности;
·развивать индивидуальные творческие способности и наклонности детей;
·призывать воспитанников к проявлению доброты, милосердия к ближнему;
·организовывать и проводить акции: "День пожилого человека", чествование ветеранов ВОВ и тружеников тыла;
·совершенствовать воспитательную работу с учетом индивидуальных интересов воспитанников.
Подводя итог, хочется отметить, что воспитательная работа в детском саду проводится в системе. Коллектив детского сада делает все возможное, чтобы дети в нем чувствовали себя уютно и комфортно.