s12000

Организация опытно-экспериментальной деятельности младших школьников на уроках ОРКСЭ

C4LFGayEzzg      Цель: познакомить студентов с приёмами организации опытно-экспериментальной деятельности младших школьников на уроках ОРКСЭ, способствующими формированию универсальных учебных действий.
     Задачи:

  • раскрыть содержание опытно-экспериментальной деятельности посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД на уроках;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работы по формированию УУД, целесообразности использования в практической деятельности на уроках.

      Период работы: 1 семестр 2024-2025 уч.г. МДК.01.09 Основы духовно-нравственной культуры с методикой преподавания.
Методики и технологии: системно-деятельностный подход, метод проектов.
Глобальные изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют  развития новых способов образования, педагогических технологий. Индивидуальное развитие личности может произойти только при условии формирования у обучающихся  универсальных  умений ставить и решать задачи, возникающие в жизни. Сегодня акцент делается  на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе опытно-экспериментальной, проектной и научно-исследовательской деятельности.
     В рамках МДК 01.09 Основы духовно-нравственной культуры с методикой преподавания 24 марта 2025 года у студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах завершилась работа по организации опытно-экспериментальной деятельности младших школьников на уроках ОРКСЭ.
     В ее основе лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в ин­формационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе плани­рования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках работы над проектами проекта студенты показали умения самоорганизации, самоанализа, самообразования.
     В ходе изучения методики организации опытно-экспериментальной деятельности младших школьников на уроках ОРКСЭ были рассмотрены  следующие виды проектов:
       - исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской про­блемы с характерными для любой научной работы метода­ми исследования (определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);
      - прикладные – нацеленные на получение конкрет­ного результата деятельности;
      - информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу;
      - ролевые и игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.  

 На заключительном занятии студенты представили свои работы по таким темам как:

Добро и зло в народных сказках (русских, украинских, белорусских и др.)
Дружба начинается с улыбки
Красота общения: этикет в жизни людей.
Кто такой друг?
Наши бабушки
Национальные костюмы народов России
Наша семья в годы Великой Отечественной войны
Правила поведения в храмах (церкви, мечети)
Правила гостеприимства
Традиции и ценности моей семьи
Моя семья – моё богатство

      Качественный и количественный анализ результатов работы показал, что разнообразные формы, методы, приемы и технологии обучения и воспитания, такие виды деятельности как: диалог, монолог, этическая беседа, разрешение кейс-ситуаций, постановка мини-спектаклей, чтение сказки по ролям, игры, анализ содержания притч и определение их значимости для жизнедеятельности человека т. д., используемые в процессе  изучения методики организации опытно-экспериментальной деятельности младших школьников на уроках ОРКСЭ  будут положительно влиять на эффективность процесса формирования духовно-нравственных ценностей учеников младших классов.