Методические рекомендации по вопросам, связанным с ресоциализацией подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии

В современных условиях жизни, характеризующихся изменчивостью
и глобализацией  увеличивается  социально-экономическая  напряженность, связанная с потерей многими людьми осознания своего места и своих ценностей
в новой жизненной ситуации. Это приводит к росту антисоциальных, террористических и экстремистских актов, жертвами которых становятся не только окружающие, но и дети самих экстремистов.

Такая ситуация актуализирует проблему разработки психолого-педагогических технологий ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию, исходя из индивидуальных
и возрастных особенностей подросткового возраста, психологического микроклимата, ценностных ориентаций и социокультурных характеристик нового социального окружения.  

О специфике деструктивного психологического воздействия

Деструктивное психологическое воздействие – манипулирование сознанием личности представителями псевдорелигиозных организаций, использующих техники манипулирования сознанием для вербовки и удержания своих членов
и осуществляющих тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров или самодовлеющей группы[1].

Последствия манипулятивного воздействия – это, прежде всего, внутренний разлад, нарушение личностной целостности, изменения в мировоззрении
и негативное восприятие окружающей среды подростком.

По данным социологов, около 2,5 млн. наших сограждан состоят в 5000 различных организациях культовой направленности[2]. Известно, что только экстремистская организации Свидетелей Иеговы, в 2017 году запрещенная в России, насчитывает 170 тыс. взрослых членов и, следовательно, десятки тысяч детей
и подростков. Последователи исламистских организаций экстремистского
и террористического толка насчитывают в России сопоставимое число и взрослых,
и их детей. Только в иракском сегменте ИГИЛ* по последним данным
(август 2017 года, информация Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Кузнецовой А.Ю.) было обнаружено 350 детей, присоединившихся к этой организации россиян (всего к ИГИЛ* присоединилось до 3,5 тыс. россиян)[3].

В своей миссионерской работе лидеры многих религиозных новообразований делают ставку на привлечение детей и молодежи, целенаправленно стремясь проникнуть в образовательные организации.

Одной из основных установок террористической идеологии является идея о том, что мир делится на враждебно настроенные друг к другу группы, а нация (группа), к которой относится данный подросток, принципиально лучше всех остальных. При этом формируется также убеждение в том, что наиболее эффективным способом решения любых конфликтов и устранения несправедливости является насилие.

Деструктивные психологические воздействия основываются на неадекватной направленности процесса первоначальной социализации. При этом у подростков
(а часто и у лиц, направляющих эту социализацию и осуществляющих деструктивное психологическое воздействие) существенно ограничен кругозор
и система знаний о мире, способах межгруппового взаимодействия и преодоления конфликтов. Развитию этноцентризма, негативного отношения к людям другой культуры и национальности способствует и отсутствие реального опыта взаимодействия с людьми и, как следствие, неумение вести себя в сложных ситуациях.

О целях и задачах системы ресоциализации подростков

Организуя работу по созданию и развитию системы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников псевдорелигиозных и экстремистских группировок, террористической идеологии, прежде всего, следует исходить из того, что сегодня вопрос ресоциализации находится в несколько иной плоскости, чем прежде. Это связано
с тем, что в процесс ресоциализации (так же, как и в процесс общей социализации) включаются латентные и отсроченные воздействия, предполагающие не только незамедлительное, но пролонгированное действие. 

Также необходимо проводить работу по ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному воздействию нерелигиозных идеологий, самыми опасными из которых на данный момент являются профашистские, суицидальные (опасные для здоровья группы квестов, например, т.н. «Синий кит»)  и «воровские» (субкультура АУЕ). Кроме того, фиксируются случаи нанесения серьезного вреда здоровью детей членами групп, практикующих употребление наркотических веществ, отрицание прививок и смертельно опасных болезней (особенно СПИДа), отказ от нормального питания (праноеды и радикальные веганы). Это обусловлено тем, что деструктивные воздействия любого характера имеют много общего
и методы вербовки в различные группировки в значительной степени идентичны.

Целью работы по ресоциализации подростков группы риска является создание новой мотивационной основы,  которая будет определять их ценностные ориентации и поведение на протяжении многих лет.

Исходя из этого, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов
и городских округов должны организовать работу образовательных организаций
и профессиональных объединений педагогов и обеспечить решение следующих основных задач:

 создание системы комплексного психологического влияния, коррекционных занятий, мониторинга поведения и развития ценностных ориентаций, а также внешних мер отслеживания поведения и контактов подростков;

развитие у подростков адекватных представлений о себе и мире, гибкой самооценки и гармоничных представлений о себе;

повышение у подростков уверенности в себе и своем будущем;

формирование гражданской идентичности и социализированности (ресоциализированности) в новых социальных группах.

Организационные меры по обеспечению системы ресоциализации подростков.

  1. Прямое и косвенное выявление подростков, подвергшихся воздействию экстремисткой идеологии. Оно заключается в наблюдении за экстремистскими группами, семьями участников экстремистских, культовых религиозных образований, участников бандформирований, а также использовании методов психологической диагностики асоциальных, в том числе экстремистских и террористических установок. С этой целью должен быть разработан (модифицирован) соответствующий диагностический инструментарий. Также необходимо определить механизмы выявления проблемных подростков с учетом региональной специфики и разработать соответствующую нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность образовательных организаций и профессиональных сообществ с указанной категорией детей.

Также необходимо выявление лиц, чье поведение, взгляды, мотивы свидетельствуют о возможности совершения ими деструктивного психологического воздействия на подростков. Такая деятельность организуется только при участии правоохранительных органов и предоставлении ими соответствующей информации.

  1. Создание центров по психологической ресоциализации и психолого-педагогической работе с подростками, подвергшимися деструктивному психологическому воздействию, или наделение уже действующих организаций полномочиями по проведению реабилитационных мероприятий.

Сегодня в субъектах Российской Федерации  существует достаточно разветвленная сеть различных организаций, функции которых связаны
с социализацией и реабилитацией детей и подростков. Это учреждения:

социального воспитания (учебно-образовательные заведения, подростковые клубы по интересам, спортивно-туристические комплексы);

социально-правовой охраны (инспектора по охране детства в системе образования, кабинеты социально-правовой помощи несовершеннолетним);

психологической помощи семьям и детям (социально-психологические центры, психологические службы, телефоны доверия);

социальной адаптации подростков (педагогические реабилитационные центры, временные приюты) и центры медико-психолого-педагогического сопровождения; центры реабилитации и т.д.

Названные организации имеют опыт работы по коррекции личности подростка, в том числе изменения негативных, асоциальных форм поведения личности на социально одобряемые.

Действенным механизмом профилактической работы может быть создание на базе указанных центров «телефонов доверия» или «горячих линий» для подростков и их родителей, по которым они могут сообщить о случаях, связанных с проявлениями экстремизма и терроризма, вербовочной деятельности, вовлечением граждан в деятельность деструктивных религиозных организаций. Либо оказывать содействие в информировании граждан о наличии подобных «телефонов доверия» и «горячих линий», функционирующих на базе органов внутренних дел, территориальных антитеррористических комиссий и иных заинтересованных структур.

  1. Определение комплекса мер по исправлению личностных деформаций вследствие деструктивных воздействий на психологию подростка, включающего мероприятия по социальному, педагогическому, психоневрологическому, физическому оздоровлению подростка, а также конкретных форм взаимодействия, объединения усилий врача, психолога и педагога.

Особенности программы работы по ресоциализации подростков

В рамках комплекса мер по исправлению личностных деформаций подростков, подвергшихся деструктивным психологическим воздействиям, основной задачей становится создание программ  психолого-педагогической работы с данными подростками.

Такая программа может включать в себя три блока: информационный, ценностный и поведенческий. Первый дает возможность расширения кругозора подростков и молодежи в самых разнообразных сферах социальной жизни. Второй, основной, блок направлен на осознание и формирование общих ценностей, объединяющих людей. Третий блок предполагает отбор и использование активных форм обучения и воспитания, методов социализации, которые в настоящее время
в достаточном количестве представлены в практической психологии.

Необходима работа по расширению кругозора, информированности подростков о межгрупповом (межкультурном) и межличностном взаимодействии, созданию благоприятной культурно-информационной среды, наполненной живыми положительными образами историко-культурного наследия, через приобщение к выдающимся национальным произведениям искусства, литературы, памятникам культуры, духовно-нравственным ценностям, практике народного художественного творчества, знаний об особенностях психологии конфликта и некоторых аспектах психологии личности. В психологической части работы необходимо формирование мотивации и способов межкультурной коммуникации, системы общечеловеческих ценностей, которые делают возможным взаимопонимание между разными людьми.

Учитывая, что собственная деятельность подростков переводит абстрактное знание в способы взаимодействия, в реальное поведение, нужно предусмотреть обучение взаимодействию с людьми другой культуры, через создание учебных ситуаций по выстраиванию коммуникации между представителями разных наций
и конфессий, с реальными проблемами и конфликтными ситуациями.

Одновременно с этим нужно дать возможность подросткам отрефлексировать собственное поведение, его мотивацию и направленность. Работа по развитию самоанализа является хорошей основой для формирования продуктивных видов совладания с трудными жизненными ситуациями, а также развития самоконтроля
и саморегуляции. Это даст возможность прогнозировать положительную ресоциализацию  в течение длительного времени и в период зрелости.

Построение системы новых контактов, включающих новые социальные группы, – еще одна составная часть системы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивным воздействиям. Она направлена на оптимизацию последствий негативного опыта общения данных подростков с близкими (родителями и иными родственниками), принимавшими участие в террористической и экстремистской деятельности.

На основе изучения специфики новой социальной ситуации осуществляется проектирование различных вариантов адаптации подростков, выстраивания отношений между членами семьи, семейных ценностных ориентаций
и социокультурных норм и правил поведения, транслируемых подросткам, а также взаимоотношений семьи с образовательными организациями. С учетом индивидуальных и возрастных особенностей подростков также разрабатываются  индивидуальные способы самокоррекции, саморегуляции, саморазвития подростков.

Программы психолого-педагогической работы с названной категорией подростков также должны включать разработку диагностических методик для определения условий сопровождения и ресоциализации подростков названной группы риска в их новом социальном контексте (семья и ближайшее окружение),
а также программ мониторинга поведения и психологического состояния названной группы подростков.

Также необходимо включить в информационный и ценностный блоки правовую просветительскую информацию об ответственности за осуществление экстремистской и террористической деятельности в целях формирования у подростков гражданской идентичности в новых социальных группах.

Кроме того, должны быть разработаны методические рекомендации для педагогических работников с описанием наиболее эффективных технологий и форм работы с указанной категорией подростков, а также разработки программ профилактики дальнейшего развития экстремистских и террористических установок, ценностных ориентаций и поведения.

Заместитель директора Департамента                                              С.М. Брызгалова

 

[1] Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: Феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. 1996. № 2. С. 87-93.

[2] Пронин И.П. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность // http://www.vash-рsiholog.info/voprospsih/218/18167

[3] Из материалов исследований Силантьева Р.А.

* Запрещенная в России террористическая организация