gototopgototop

Версия сайта для слабовидящих

И.В. Баранова Особенности модели непрерывного экономического образования в современных условиях

        Ориентирование на  особенности  современного  этапа и  перспективы развития экономикиподталкивает социум к  увеличению потребности в экономически грамотном гражданине. Огромную роль в подготовке такого субъекта играют образовательные организации. Однако формирование определенных знаний, умений в данном направлении процесс долговременный и многоступенчатый.Для реализации этой задачи в рамках образования необходимо выработать модель непрерывного экономического образования, в котором должны прослеживаться следующие аспекты:

1. Внутренняя дифференциация, т.е. включение различных уровней профессиональной подготовки;

2.   Относительная самостоятельность и целостность, что должно давать право учащимся, после окончания данного уровня обучения, занимать соответствующие должности.

3.  Преемственность. Система непрерывного экономического образования должна предусмотреть своеобразные подготовительные курсы для перехода с низшего уровня на его более высокие уровни получения профессионального образования.

        Кроме того, система непрерывного экономического образования должна быть направлена на решение троякого рода задач:

         - дать возможность обучающимся школьникам или студентам получить       

           соответствующее профессиональное образование;

   - подготовить их к реализации профессиональных знаний в области а) хозяйственной практики, б) преподавательской, в) научно-исследовательской деятельности, г) сформировать потребность в профессиональном самообразовании.

 Структура системы непрерывного экономического образования предполагает:

1) начальное;

2) промежуточное (среднего специального);

3) высшее

4) пост-высшее экономическое образование.

1. Начальное экономическое образование

    Цель начального экономического образования – формирование знаний и мотивов грамотного потребительского поведения в рыночной экономике.

Оно должно включать три ступени:

·        Ступень начальных знаний об экономике в рамках обществознания, до выделения экономики в самостоятельный предмет (промежуточные классы средней школы).

·        Ступень начальных экономических знаний в рамках общей экономической теории (старшие классы средней школы).

·        Ступень дифференцированных профессиональных начальных знаний по экономике (профессиональная начальная школа).

2. Промежуточное экономическое образование

    Его цель подготовить выпускников техникумов, колледжей и других соответствующих учебных заведений к занятию рядовых должностей, требующих профессиональной экономической подготовки (табельщики, техники-нормировщики, учетчики, секретари-референты и т.п.). Разумеется, данная ступень должна включать набор общих экономических и профилирующих предметов.

3. Высшее экономическое образование

    Должно готовить выпускников вузов (университетов, институтов, академий) к:

·        непосредственной практической деятельности,

·        преподавательской деятельности,

·        научно-исследовательской деятельности.

      Следует отметить, что для рыночной экономики наиболее адекватно подходит многоступенчатая система высшего образования, которая должна гармонично сочетать ныне существующие формы подготовки студентов в рамках бакалавриата, специальностей и магистратуры.

      Бакалавриат должен иметь всеобщее значение и включать два уровня:

     - на первом уровне бакалавриата студенты должны получить базовые знания по микроэкономике, макроэкономике, статистике, экономической истории, экономической социологии и другим дисциплинам, которые сейчас, как правило, во многих учебных планах входят в цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД).

   - на второй ступени бакалавриата, которая сейчас не выделяется, студенты должны получать, так сказать, общие специальные знания (ОСП) по экономике труда, бухгалтерскому учету, маркетингу, менеджменту и другие (ОСП). Таким образом, в конце обучения выпускники бакалавриата должны приобрести первоначальные навыки для работы на любой экономической специальности, а также преподаванию экономики в рамках начального уровня.

   - на третьей ступени непрерывного высшего образования, должна пройти трех сторонняя дифференциация обучающихся. С одной стороны, часть студентов должна получить углубленные специальные знания для практической деятельности в сфере бизнеса. С другой стороны, часть студентов (профессиональные преподаватели) должна получить специализацию для преподавательской деятельности на промежуточном уровне. Наконец, с третьей стороны, часть студентов (магистранты) должна быть готова для научно-исследовательской работы в различных НИИ, аналитических отделах и вузах на преподавательских должностях. Выпускники третьего уровня должны защищать соответствующие дипломные проекты, методические работы и диссертации.

Сроки каждого уровня профессионального высшего образования должныне менее:

Первая ступень - 2 года.

Вторая ступень - 2 года.

Третья ступень - 1 или 2 года.

Таким образом, общая продолжительность высшего экономического образования не должна превышать 5-6 лет.

4. Поствысшее экономическое образование

   Цель поствысшего экономического образования – подготовка высоко квалифицированных научных работников. Эта система должна базироваться на третьей ступени профессионального высшего образования, точнее, на работе магистратуры. Для повышения качества подготовки научных работников (кандидатов наук) преимущественным правом, при всех прочих равных условиях, должны пользоваться лучшие выпускники магистратуры, проявившие склонность к научной работе, сдавшие кандидатские экзамены, а также подготовившие задел для кандидатской диссертации.

      Для придания многоуровневой системе экономического образования характера непрерывности, выделенные уровни должны включать соответствующие переходные институты: единые переходные экзамены, институт стажировки, подготовительные курсы, внедрение одних уровней образования в другие и т.п.