den otkrytyh dverey042024

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении практических занятий в компьютерном классе

Применение информационных технологий в современном образовательном учреждении создает специфиче­ский микроклимат окружающей среды, который характеризуется такими факторами физического происхождения, как шум, вибрация, статическое электричество, электромагнитное поле и др. Постоянно меняются влажность, температура,  химический состав воздуха.

Помимо прочего, в процессе  восприятия материала ученик испытывает более значительное, чем при других методах обучения, зрительно­е, эмоциональное, умственное, статическое напряжение.

Восприятие информации с экрана монитора компьютера значительно увеличивает зрительную нагрузку. Перевод взгляда с экрана монитора на клавиатуру вызывает напряжение  зрительных мышц. Статическая неподвижная рабочая поза вызывает усталость и боль в мышцах рук, шеи, плеч и спины, что, в конечном итоге, способствует нарушениям опорно-двигательного аппарата,  ухудшению внимания, снижению работоспособно­сти, головным болям, общему утомлению учащихся и ухудшению состояния здоровья учащегося в целом.

Задача преподавателя, проводящего занятия с использованием компьютерной техники, - снять или свести до минимума ее отрицательное влияние на здоровье учащихся.

Гигиенические нормы использования  в учебном процессе компьютерной техники содержат требования:

1)к помещениям, в которых установлены компьютеры;

2)к оборудованию рабочих мест;

3)к режиму работы за компьютером.

 Преподавателю нужно не только знать указанные требования, но и уметь проверять соответствие имеющихся в его распоряжении компьютеров соответствующим параметрам, осу­ществлять постоянный контроль за работой компь­ютерной техники и средств ТСО. Не реже двух раз в год (в зимний и весенний периоды) работа кабинетов должна контролироваться врачами соответствующих служб. Такое обследование должно включать в себя лабораторный анализ  химических и физических показателей воздушной среды.

 К сожалению, еще недостаточно учитывается значимость санитарных норм и правил эксплуатации оборудования, режима работы, необходимые методики, рекоменда­ции, позволяющие беречь здоровье учащихся в условиях компью­терного обучения.

По данным материалов обобщения педагогического опыта педа­гогов, применяющих компьютеры на своих занятиях, наиболее часто допускаемыми нарушениями в школах являются:

использование видеомониторов, не отвечающих гигиениче­ским требованиям;

- отсутствие в помещениях кондиционеров;

- применение бытовых вентиляторов вместо специальной вен­тиляционной системы.

Среди нарушений  режима занятий отмечаются:

- отсутствие необходимых перерывов, либо они недостаточны для проветривания и уборки помещений;

- превышение нормативной продолжительности работы учащихся на компью­терах;

- игнорирование физкультминуток.

В связи с этим, используя в учебно-воспитательном процессе современные информационные технологии, педагог должен помнить о необходимости сохранения здоровья учащихся, руководствуясь следующими направлениями в своей деятельности:

1)знать требования  к содержанию и режиму работы на компьютере в соответствии с санитарно-гигиенические;

2)уметь составлять правила использования помещений компьютерных классов с учетом санитарных правил и условий конкретного учебного заведения и ежедневно кон­тролировать их выполнение;

3)проводить диагностику состоянии здоровья учащихся.

Те преподаватели, которые осуществ­ляют не только компьютеризацию учебного процесса, но и проводят регулярную оценку функциональных возможностей и состояния здоровья учащихся с помощью специальных компьютерных программ, поступают достаточно грамотно.

Важнейший показатель эффективности занятий с использо­ванием компьютерных технологий - режим учебных занятий.

Сохранение здоровья учащихся на занятиях в ком­пьютерных классах - это, прежде всего, вопросы формировании у учащихся адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности в компьютерном классе.

Только понимание здоровья как сложной многоуровневой системы, в которой физиологические аспекты тесно взаимодействуют с социальными, позволит увидеть несостоятельность утверждений о том, что компьютер представляет некую угрозу для здоровья школьников в процессе обучения, являясь исключительно негативным фактором.

На преподавателя возлагается обязанность научить учащегося правильно использовать компьютер. Для этого, прежде всего, необходимо провести инструктаж. Приведем пример инструкции по правильной посадке за компьютером.

1.Сядьте прямо.

2.Спину держите ровно, корпус разверните строго к монитор (нельзя сидеть вполоборота).

3.Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твердо на пол или на подножку.

4.Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.

5.Расслабьте корпус и ноги, вам должно быть удобно сидеть.

6.Расслабьте плечи, руки расслабленно положите на стол (или на клавиатуру с мышью), расслабьте пальцы.

7.Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер.

8.Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем

локти.

  1. У рук всегда должна быть опора, чтобы они не находились на
    весу. Руки должны удобно располагаться по сторонам.

10.Руки выпрямите более чем наполовину (угол в локте должен быть больше 90°).

11.Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.

12.Клавиатуру поместите ниже локтей (по возможности) или на их уровне. ;

13.Голову держите прямо, по желанию - с небольшим наклоном

вперед.

Против утомления мышц при работе за компьютером достаточно эффективно использование массажаМассаж не только улучшает кровообращение в периферических сосудах и питание в мышцах, снимает усталость в них, восстанавливает нарушенный обмен в тканях, повышает температуру кожи, но и спо­собствует предупреждению повреждений и микротравм.

Результаты исследования, проведенного в Калифорнийском университете, выявили, что около 30% из 37 миллионов детей в США, которые сидят за компьютером дома или в школе, испы­тывают чрезвычайные нагрузки на зрительный аппарат, что требует специальных очков.

Если учащемуся врачом прописаны очки для работы на близ­ком расстоянии, то их необходимо обязательно надеть, приступая к работе за компьютером.

Более того, около 70% людей, занимающихся на компьютерах, нуждаются в специальных компьютерных очках. В настоящее время существуют специализированные салоны, где можно подобрать и заказать специальные релаксационные компьютерные очки, ко­торые не только защищают глаза, но и снимают застойные явления в глазных сосудах, чувство усталости во время работы на компь­ютере. Экспериментально установлено, что правильно подобран­ные компьютерные очки увеличивают производительность труда примерно на 30%.

Благодаря использованию компьютерных очков можно достичь следующих результатов:

- снижается зрительная нагрузка при длительной работе на компьютере;

- очки поглощают вредное ультрафиолетовое излучение, нега­тивно влияющее в первую очередь на сетчатку и хрусталик глаза;

- изображение на мониторе воспринимается более четко.

- благодаря особому составу покрытия линз существенно улучшается контрастность воспринимаемого изображения и яркость;

- значительно уменьшается опасность возникновения многих глазных болезней (в первую очередь - близорукости, миопии и астигматизма);

- до глаз пользователя доходит безвредный диапазон света, после фильтрации всех вредных составляющих;

- существенно снижается общая и глазная утомляемость зани­мающихся.

Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение крово­снабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глаз­ных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и, совершенствуя координацию движений глаз, повышает спо­собность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

Для принудительного перерыва в работе с компьютером можно использовать специальные  программы, например  Eyes Guard  или Break Time.