gototopgototop

Версия сайта для слабовидящих

А.Ю.Яковенко,

преподаватель информатики и ИКТ

ГБПОУ «Михайловский профессионально-

педагогический колледж имени В.В.Арнаутова»

 

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения при подготовке будущих специалистов в системе непрерывного образования

 

Современное общество ставит перед средним профессиональным образованием задачу подготовки специалиста нового типа с преобразующим интеллектом, способного решать профессиональные задачи в условиях быстро меняющихся технологий. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный выпускник  должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи.Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить  детей  учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это  учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей: 

-                   предоставление учебной информации   с привлечением средств технологии мультимедиа;

-                   осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;

-                   осуществление контроля за результатами обучения;

-                   осуществление эффективной организации групповой и самостоятельной работы на уроке;

-                   совершенствование практических умений и навыков учащихся;

-                   индивидуализация процесса обучения;

-                   повышение интереса к урокам;

-                   активизация познавательной деятельности учащихся;

-                   развитие творческого потенциала учащихся;

-                   автоматизацияпроцессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного.

ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- закреплении;

- повторении;

- контроле знаний, умений и навыков.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) можно разделить на следующие группы:

1.                электронные средства обучения;

2.                инструментальные и прикладные программы;

3.                информационные ресурсы Интернета.

По направленности их использования ЭОР делят на:

1.                средства информатизации для подготовки учащихся;

2.                средства информатизации, связанные с организацией обучения.

Электронные средства обучения (далее - ЭСО) - программные средства, в которых отражается систематизированный материал по некоторой предметной области, реализуется ее изучение средствами информационно-коммуникационных технологий.

По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:

1.                Сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы учащихся и преподавателей.

2. Обучающие программные средства представляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.

Обучающие программыпредназначены как для самообучения, так и для улучшения качества учебного процесса в учебных заведениях. Это могут быть программы самого разного типа, от серьёзных электронных самоучителей английского языка до банального счётчика калорий, помогающего понять, откуда берутся лишние килограммы.

Этот ресурс может быть взят из Интернета в виде отдельного блока, может использоваться как раздел электронного учебника или же составлен преподавателем самостоятельно в какой-либо программной оболочке. Отличительная особенность обучающих программ – возможность изучения материала, совмещенная с самоконтролем знаний.

3.                Электронные тренажерыпредставляют собой электронные образовательные ресурсы, предполагающие многократное выполнение учащимися подобных заданий с целью закрепления изучаемого материала и формирования прочных учебных навыков. Каждый электронный тренажер содержит систему разноуровневых заданий по определенной теме.  Их генерация происходит от простого к сложному. Использование электронных тренажеров может происходить на разных этапах процесса обучения.

Электронные тренажеры можно подразделить на следующие группы:

а. Тренажеры-презентации.

Эти тренажеры предназначены для демонстрации  на интерактивной доске или экране. Они содержат серию вопросов. Каждый вопрос отображается на экране и учащиеся устно должны дать на него ответ. Потом после получения нескольких ответов на экране высвечивается правильный. Вопросы могут содержат иллюстративный материал.

б. Тренажеры-программы.

Они предназначены   для работы в он-лайн  режиме, содержат краткую информацию по изучаемой теме, серию  заданий. В ходе работы учащийся вводит ответы к выполняемым заданиям. Производится автоматическая проверка. В случае необходимости учащийся может обратиться к подсказке. Работа с программами может осуществляться в компьютерном классе или дома. Статистика работы с программами может собираться по сети.

в. Тренажеры на сайтах.

Тренажеры на сайтах предполагают работу с ними в он- лайн режиме. Учащийся регистрируется на сайте и выполняет серию заданий. Итоги выполнения работы сохраняется на сайте и учитель далее может проверить результаты работы учащегося.

4.                Демонстрационные программные средстваобеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. Это может быть также видеоурок, взятый со специального сайта, или виртуальная прогулка по музеям мира, или экскурсия по памятным местам.

5.                Программные средства для контроля и измерения уровня знаний нашли наиболее широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых можно скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме.

Такие программы позволяют разгрузить урок от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.

Программы-оболочки можно скачать в интернете бесплатно и, изучив инструкцию, создать подходящий тест. Это доступно каждому преподавателю.

MyTest Программа для подготовки, проведения и анализа компьютерного тестирования учащихся. Программа легка и удобна в использовании. Все учащиеся быстро и легко осваивают ее.

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.

При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.

Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.

6. Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации.

7. Электронный учебник (ЭУ)– это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь. Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как (Башмаков, 2003):

- начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;
- базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
- контроль и оценивание знаний и умений;
- развитие способностей к определенным видам деятельности;
-  восстановление знаний и умений.

                        Электронные учебники могут быть использованы на всех уровнях образования: в школах и колледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации. Поэтому ЭУ разрабатываются во многих странах (Горелов, 1999; Гуров, 2000; Никитов, 2003; Шауцукова, 2004; Dukulis, 2004; Mathe, 2004). В настоящее время электронные учебники существуют в двух формах: на компактных дисках и в среде Интернет (Интранет). 

При создании электронного учебника  авторам необходимо учитывать то, что он должен содержать минимум текста, потому что длительное чтение текста с экрана компьютера утомительно и снижает восприятие новой информации. Очень важно правильно подобрать шрифты текста, заранее ознакомившись с теорией шрифтов. Электронный учебник должен содержать как можно больше графических изображений, т.к. усвоение и восприятие информации при чтении иллюстративных учебников намного выше. Важно корректно подобрать цветовую гамму, чтобы при изучении материала цвета не напрягали ученика, а наоборот, успокаивали.

Также рекомендуетсяиспользовать в электронном учебнике видео и аудио фрагменты, гиперссылки на элементы учебника и на другую информацию в интернете.

Инструментальные программы.

Инструментальными называются программы, позволяющие преподавателю создавать собственные элементы автоматизированных учебных курсов. Наиболее распространенной разновидностью инструментальных программ являются программы-оболочки, позволяющие преподавателю, имеющему навыки пользователя ПК, вводить в заданный формат собственный учебный материал. Оболочки могут быть ориентированы на универсальное предметное содержание или на определенную область знания (например, математику или иностранный язык). Независимо от объема учебного курса и типа учебных заданий инструментальные программы состоят из двух блоков — рабочего блока преподавателя и блока студента. Работа с инструментальными средствами возможна как в автономном режиме, так и в сети (в режиме online) — в последнем случае все материалы создаются и размещаются на веб-сайтах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Информационные ресурсы Интернета.

Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:

-       веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.;

-       веб-сайты — информационные представительства учебных заведений, образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.;

-       электронные рассылки по проблемам образования;

-       информационные и справочные порталы;

-       ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.

Использование компьютерных технологий и ЭОР в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности выпускника, это способствует значительному повышению качества образования.

Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ЭОР позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те обучающиеся, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Обучающиеся проявляют устойчивый интерес к освоению выбранной профессии, участвуют в олимпиадах профмастерства и показывают хорошие результаты.

 

Литература

 

1.                Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Технология создания электронных средств обучения. (www.ido.rudn.ru/nfpk/).

2.                Попов Д.И., Попова Е.Д., Певцов К.С. Обзор стандартов и спецификаций в электронном обучении и тестировании. (www.ast-centre.ru).

3.                Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с

4.                Борисова В.П. Модель формирования межкультурной компетенции в процессе профессионально ориентированного обучения. // Высшее образование сегодня. 2010 - №3.

Интернет- источники

1.                 http://www.324school.spb.ru/

2.                 http://web.snauka.ru/

3.                 http://gigabaza.ru/

4.                http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/