gototopgototop

Версия сайта для слабовидящих

                                                                                              В.Л. Солуянова, преподаватель

ГБОУ СПО «Волгоградский педагогический колледж»

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Самостоятельная работа студентов колледжа является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование знаний, умений и навыков, и в дальнейшем обеспечивается усвоение обучающихся приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе, реализуемые в условиях непрерывного образования, и, в конечном итоге, способность решать практические профессиональные задачи.  Только активная самостоятельная деятельность дает эффективные результаты по усвоению обучающихся содержания дисциплины. Методы развивающего обучения предусматривают разные виды самостоятельной работы обучающихся: аудиторной и внеаудиторной, под руководством преподавателя и без его участия. Самостоятельная работа является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний в условиях непрерывного образования. При изучении специальных дисциплин самостоятельная работа приобретает особую актуальность, поскольку стимулирует обучающихся к работе со специальной научно-методической литературой, вырабатывает навыки принятия самостоятельных решений, создает базу для дальнейшего совершенствования в образовании.

Интенсификация самостоятельной деятельности студентов колледжа на лекциях требует от преподавателя не только высокой квалификации лектора, но и глубоких дидактических знаний. Современные образовательные методики, предполагающие включение самостоятельной образовательной деятельности учащихся, интенсифицируют не только деятельность преподавателя, но и обучающихся. Непременным условием интенсификации самостоятельной работы является ее выраженный творческий характер, направленный на индивидуальное решение нетрадиционных задач.

При правильной организации самостоятельной деятельности студентов колледжа  процесс обучения перестает быть пассивным, а обучающиеся большую часть материала усваивают в аудитории, причём в процессе самостоятельной работы развиваются профессионально важные качества, в том числе и профессиональное педагогическое мышление. Актуальность развития именно профессионального педагогического мышления, в свою очередь, обусловлена  обострением противоречия между уровнем практической подготовки будущих специалистов и объективными потребностями совершенствования педагогического образования. В связи с этим, важной задачей профессионального образования на современном этапе является формирование профессионального педагогического мышления будущего педагога как существенной предпосылки для дальнейшей успешной деятельности и продолжения профессионального образования.

Самостоятельная работа студентов педагогического колледжа подразумевает многообразные виды учебной деятельности, осуществляемой без непосредственного участия педагога. Продуманная организация самостоятельной работы обучающихся позволяет решать следующие задачи: развить творческую активность, наблюдательность, логическое мышление; привить культуру умственного и физического труда, учить самостоятельно трудиться, продуктивно и с интересом стремиться к достижению поставленной цели; готовить к совершенствованию в выбранной профессии после окончания колледжа, а также данный вид деятельности играет решающую роль в формировании личности будущего специалиста, являясь необходимым условием развития его потенциальных возможностей выполнения творческой деятельности. При этом самостоятельная работа должна обеспечить не только усвоение обучающихся знаний, но и помочь формированию навыков самостоятельного их приобретения.

В настоящее время перед педагогами и исследователями в рамках организации самостоятельной работы стоят задачи по разработке такой системы обучения, при которой у обучающихся появится интерес к самостоятельному добыванию знаний, к самостоятельному решению нестандартных задач, что позволит формировать также и профессиональное педагогическое мышление.

Решить данные задачи становиться возможным путем обдуманного подбора методов обучения, при которых обучающиеся включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Формирование  способности к осуществлению  самостоятельной работы зависит от совместных действий педагогов и обучающихся, от осознания ими особенностей этой работы как специфической формы учебной деятельности.

Для создания необходимых условий формирования самостоятельной учебной   деятельности  у студентов   педагогического   колледжа   нами   были выбраны активные методы обучения – деловые игры.

Учебная деловая игра в системе подготовки обучающихся педагогического колледжа к самостоятельной деятельности – это  активная деятельность по имитационному моделированию системы организации самостоятельной работы и ее подсистем и игровому моделированию будущей профессиональной деятельности выпускников педагогических колледжей в этих системах. Имитационное моделирование организации самостоятельной образовательной деятельности обучающихся - это процесс конструирования модели реальной системы организации этой самостоятельной деятельности с учетом постановки и решения профессиональных задач путем имитации конкретной педагогической деятельности с вытекающей отсюда четкой системой знаний, умений, навыков, черт творческой личности обучающегося-исследователя, которую должна обеспечивать подготовка в педагогическом колледже.

 Нами была проведена учебная деловая игра «Самостоятельная образовательная деятельность обучающихся  педагогического колледжа». При разработке структуры имитационной модели организации самостоятельной образовательной деятельности учащихся большое внимание уделялось отражению реальной ситуации и возможно более полной имитации объекта действительности.

Эффективность использования такой сложной формы обучения, как деловая игра, определяется четкостью выбора целей ее применения, которые представляют первый важный шаг в разработке игровой модели. Это положение согласуется как с общедидактическими требованиями, так и с практикой педагогов-разработчиков конкретных игр.

На основе анализа результатов применения учебной деловой игры были сделаны следующие выводы:

1. Для улучшения организации качества самостоятельной работы   необходимо определить мотив для занятия последней.

2. Следует применять широкий репертуар педагогических воздействий, активизирующих самостоятельную деятельность студентов.

3. Работа должна быть рассчитана с учетом базы актуальных научных психолого-педагогических проблем.

4. Студент  должен почувствовать, что результатом его работы будет отработка навыков системного мышления, необходимого ему в дальнейшей педагогической практике.

5.Большое значение имеет установка на творческое восприятие излагаемых задач.

6. Необходимо  позаботиться о санитарно-гигиенических условиях организации самостоятельной образовательной деятельности.

7. От педагога требуется владеть умением создавать психологически комфортные условия, в которых студенты будут высказывать новые идеи

различной направленности.

8. Следует также позаботиться об организации текущего контроля за данным видом деятельности студентов.

9. Необходимо в целях стимулирования подчеркивать профессиональную значимость решаемых психолого-педагогических проблем и задач.

Таким образом,  уровень и качество организации самостоятельной работы студентов зависят от целого ряда факторов, начиная от интересов студента и личности самого преподавателя и заканчивая объективными моментами (санитарно-гигиенические условия и организация процесса обучения). Кроме того, познавательная самостоятельность определяется уровнем сформированности научных методов и приемов познания. Поэтому совершенствование организации самостоятельной работы студентов в условиях непрерывного образования связано с повышением уровня познавательной самостоятельности через введение активных методов и приемов обучения в качестве обязательных элементов усвоения наряду с традиционными знаниями, умениями и навыками.

 

Литература

 

1.           Змиевская Е.В. Учебная деловая игра в организации самостоятельеной работы студентов педагогических вузов. : Автореф. … канд. пед. наук. – М., 2003.

2.           Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб.: Алетейя, 2010.

3.           Кравец В.Н.  Организация и контроль самостоятельной работы студентов. - Н. Новгород,  2003.

4.           Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России.  -2000.- №1.

5.           Папкова М.Д., Носков В.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов на старших курсах. - Н.Новгород, 2002.

6.           Самостоятельная работа студентов //Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО. Вып. 9. – М., 2003.

7.           Селевко  Г.С. Современные образовательные технологии. – М., 2000.