den otkrytyh dverey042024

Д.В.Смолина 
студентка 2 курса
ГБОУ СПО "Михайловский
профессионально-педагогический колледж"

Информационные технологии в системе непрерывного профессионального образования

Становление и развитие инновационной экономики и общества, основанного на знаниях, невозможно без опережающего инновационного развития системы образования, перехода к принципиальной позиции «образование через всю жизнь» взамен давно утратившего свою актуальность принципа «образование на всю жизнь», т. е к системе непрерывного профессионального образования. Инновационные процессы в образовании на сегодняшний день немыслимы без применения информационных и коммуникационных технологий, которые активно внедряются в научную, учебную и производственную деятельность человека.

Глобальное развитие сети Интернета оказывает мощное влияние на все виды деятельности человечества. Если еще несколько лет назад Сеть интернета, главным образом, применялась в целях обеспечения учебного процесса информационными материалами, то в настоящее время отчетливо определено еще одно устойчивое направление развития образовательного Интернета: разработка собственных электронных ресурсов, создание, предоставление для обучения и обмен электронными учебными объектами. Не вызывает сомнения тот факт, что этому активно содействовала активно растущая в педагогическом сообществе популярность современных веб-сервисов для формирования, редактирования и сохранения файлов.

Интернет обладает уникальными возможностями для сохранения культурного наследия и повышения качества обучения. На основе гипертекста или гипермедиатекста Интернет позволяет представить культурно-познавательную или образовательную информацию в наиболее наглядном и удобном виде, применять для общения электронную почту или chat, проводить видео- или телеконференции.

Возможности Google позволяют стать ему основой для формирования образовательного пространства с целью выхода на совокупную деятельность обучаемых и преподавателей. Возможности технологий Google позволяют привлечь обучаемых к участию в образовательном процессе в качестве его активных создателей, а не только потребителей образовательного контента, оказывают содействие тому, что центром педагогического процесса становится обучаемый.

Корпорацией Google разработано и предоставлено множество сервисов и приложений, доступ к которым при наличии подключения к Интернету возможен в окне любого браузера. Чаще всего образовательным сообществом используются следующие сервисы Google: GoogleCalendar – онлайновый календарь, GoogleDocs – онлайновый офис, Gmail – бесплатная электронная почта, GoogleMaps – набор карт, GoogleSites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, GoogleTranslate – переводчик, YouTube – видеохостинг.  Перечисленные Google-приложения предоставляют преподавателям и учащимся инструменты, необходимые для совместной работы и эффективного общения. По мнению разработчиков, службы Google для образования, «содержат свободный от рекламы и бесплатный набор инструментов, который позволяет учащимся и преподавателям наиболее эффективно и успешно взаимодействовать, обучать и обучаться».

С точки зрения пользователя, основными преимуществами использования сервисов Google в образовании являются: - сведенные к минимуму требования к аппаратному обеспечению (обеспечение устойчивого доступа в Интернет – обязательное условие); - затраты на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения google-технологий отсутствуют (окно веб-браузера позволяет получить доступ к приложениям); - все инструменты Google являются абсолютно бесплатными; - все операционные системы и клиентские программы, применяемые образовательными учреждениями и учащимися, поддерживают Google. Поэтому одной из главных задач на сегодняшний день, по мнению авторов этой статьи, может стать активное внедрение в образовательный процесс сервисов Google.

Из имеющихся в наличии сервисов Веб 2.0 можно отдать предпочтение наиболее удобным и эффективным.

Для публикации материалов на социальных сервисах необходима регистрация. В результате, при использовании нескольких сервисов, встает вопрос проблема запоминания логинов и паролей. В этом смысле сервисы Google обладают преимуществом в сравнении с остальными сервисами, поскольку доступен любой сервис, входящий в состав Google, под одним аккаунтом.

Блог «Учимся с Google» успешно работающие с сервисами Веб 2.0, позволяет эффективно использовать сервисы Google для совместной работы с обучающимися. В этом блоге размещены материалы, предоставляющие возможности использования социальных сервисов Google на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Среда Google включает в себя множество полезных инструментов как для совместной, так и для индивидуальной деятельности.

Сервисы Google предназначены для сетевого взаимодействия, и для образования в среде Google является определяющим фактом возможности сотрудничества и общения. Благодаря существованию сервисов Google возможна организация следующей корпоративной деятельности:

  • разработка, коллективное редактирование и обсуждение документов, таблиц и презентаций (применение «Документов Google»);
  • разработка коллективных и индивидуальных блогов с последующей добавкой в них самых различных материалов: календарей, потоков из блокнотов, агрегаторов новостей, документов и т.д. и т.п.;
  • разработка системы персонального поиска Google с последующим дополнением полезными сайтами, обеспечивающая возможность использования безопасных образовательных поисковых систем;
  • разработка коллективных и личных блокнотов Google, классификация и комментарии записей, открытие своих записей для корпоративного использования;
  • размещение персональных новостей на базе GoogleReader-a, подписка на новостные потоки, классификация новостей, публикация общих новостей и информации в блогах;
  • создание индивидуальных календарей с последующей добавкой описания происходящих событий, планирование совместных дел;
  • создание альбомов Picasa, размещение в них фотографий и рисунков с последующим использованием в блогах и на сайтах, создание связи фотографий с картами Google;
  • разработка собственных учебных групп и видеоканалов, применение медиаресурсов YouTube и размещение в сети личных видеофрагментов;
  • разработка Веб-сайтов на Google-site, а также конструирование из множества уже известных объектов.

Последующая добавка в материалы сайта календарей, таблиц, фотографий, видео, ленты новостей, документов и др.

Стабильное применение инновационных технологий обеспечивает стиль поведения, подсказывающий организационные и педагогические решения возникающих в процессе обучения проблем. Совместная деятельность позволяет сделать открытым процесс обучения для обучающихся, преподавателей и родителей.

Преимущества использования заключается в следующем: экономия средств, эластичность, увеличение доступности и мобильности, большой объем памяти для работы, информационная безопасность и совместимость, организация общения, оперативное планирование, совместная работа, инновационность.

Не вызывает сомнения тот факт, что в настоящее время существует ориентация на объединение информационных и образовательных технологий и создание принципиально новых интегрированных технологий обучения на этой основе, сформированных с использованием Интернет-технологий. Процесс обучения становится интерактивным, усиливается значимость самостоятельной работы обучаемых, существенно возрастает интенсивность учебного процесса и т. д.

Таким образом, информационные технологии определяют переход к новым моделям непрерывного профессионального образования, поскольку в ближайшем будущем перспективы образовательных технологий будут тесно связаны с развитием информационных и телекоммуникационных технологий.

Список литературы

  1. Плаксина Л.Т. Взаимодействие образования и современного наукоемкого производства. Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты // Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Т. 1. – Воронеж: ВЦНТИ, 2015. – С. 61–66.