Ю.В. Шишкина,
преподаватель, педагог ДО ГБПОУ "Михайловский  профессионально-педагогическийколледж имени В.В.Арнаутова"

 ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Высшим уровнем познания человеком развития различных форм материи является творчество, представляющее собой сложный процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер его психики, как взаимодействие отражения внешнего мира и активности личности. Исследуя деятельность и творчество как один из видов деятельности, С.Л. Рубинштейн отмечает, что творческой является деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.; ученый подчеркивает, что «всякий труд включает в той или иной мере интеллектуальные, мыслительные процессы более или менее высокого уровня. В какой-то мере всегда представлен в труде и момент изобретения, творчества.

Творческое развитие личности - процесс многогранный, требующий постоянного внимания и целенаправленной работы. Общеизвестно, что потребность в творчестве является фундаментальной человеческой потребностью. Однако для её практической реализации необходимы соответствующие условия

Особое место в творческом развитии личности, особенно на ранних стадиях ее развития, занимает патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание является первоочередной задачей современного образовательного пространства, требующей включения учащихся в активную творческую деятельность.

Система патриотического воспитания, реализуемая мной в учебной группе,  строится по следующим направлениям:

- духовно-нравственное;

- историко-краеведческое;

- гражданско-патриотическое;

- художественное-эстетическое;

- учебно-исследовательское;

- социально-патриотическое;

- физкультурно-оздоровительное.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через разнообразные виды деятельности (творческая, экскурсионная, учебно-исследовательская, волонтерская, проектная и др.), формы и методы работы.

Особое место в системе работы по патриотическому воспитанию в классном коллективе отводится творческому развитию личности. Учет направленности профессиональной деятельности моих воспитанников – социально-культурная деятельность – позволяет активизировать творческий потенциал в реализации патриотического воспитания. Ребята не только принимают активное участие в подготовке и проведении общеколледжных и городских культурно-массовых мероприятий патриотической направленности, но и часто выступают авторами и организаторами таких мероприятий.  

К основным формам и методам работы по патриотическому воспитанию, используемым мною в педагогической деятельности, относятся: экскурсии (Михайловский краеведческий музей, Этнокультурный центр "Вольница", Выставочный зал, комната казачьего быта и др.), митинги («Слава городам-Героям», «Мы -  потомки Победы!», «Летопись Победы» и др.), уроки мужества («Сталинградский дневник», «Героизм и мужество Сталинграда» и др.), а также: фестивали, тематические классные  часы, народные праздники, концертные программы, акции, встречи с деятелями искусства (местными поэтами, художниками), с ветеранами ВОВ, посещение спектаклей, выпуск стенгазет, туристические поездки по местам боевой славы, защита проектов, участие в конкурсах, художественной самодеятельности и др.  Одной их инновационных форм, которую я успешно реализую в своей деятельности, является интеллектуальное казино. Применение данной игровой формы способствует развитию творческих, познавательных способностей обучающихся, логического мышления, популяризации среди молодежи знаний по разным отраслям науки и культуры. Форму интеллектуального казино я применяю в процессе изучения со студентами различных культурно-исторических событий, личностей (75-летие  победы в Сталинградской битве, год Российского кино,  великий русский ученый М.В. Ломоносов и т.д.).

При планировании воспитательной работы с классным коллективом учитываются традиционные общеколледжные, городские, районные, областные и всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами.

Практика показывает, что патриотическое воспитание обучающихся через развитие их творчества позволяет повысить его эффективность. Грамотно реализуемое творческое развитие личности в процессе патриотического воспитания способствует становлению Гражданина и Патриота, готового к активной созидательной деятельности

Список использованных источников:

  1. Гладилина И.П. Развитие творческой одаренности российского студенчества как одно из направлений государственной молодёжной политики: монография. М.: 2009. 404 с.
  2. Полищук Г.А. Творческое развитие личности в процессе патриотического воспитания /Армия и общество, 2012 №1 //https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-razvitie-lichnosti-v-protsesse-patrioticheskogo-vospitaniya