gototopgototop

Версия сайта для слабовидящих

В.Г.Смирнова,

преподаватель ГБПОУ

"Михайловский профессионально-

педагогический колледж

имени В.В.Арнаутова"

 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и пр.) являются изъяны в системе воспитания учащихся в семье, дошкольном, школьном учреждениях. Современная педагогическая наука призывает  образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья обучающихся  с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса. Здесь  главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности обучающихся, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.  В настоящее время  содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, и включает уже накопленный педагогический опыт в воспитательно-образовательную среду учебного заведения.  Педагоги не ограничиваются в работе традиционными методами и формами работы с учащимися,  внедряют в практику современные оздоровительные технологии.  Работа содержит комплекс мероприятий, которые включают обширный материал, содержащий оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста обучающихся. Преимуществом  является формирование представлений о здоровом образе жизни на уровне знаний, умений и стойких привычек

В результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает учащемуся физическое развитие. Подвижные игры и игровые упражнения - естественные спутники жизни ученика, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества.  Новизна и оригинальность: заключается  в интеграции  валеологических знаний в различные виды деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с обучающимися, в создании инновационной здоровьесберегающей  среды. Развивая тем самым творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формируют интерес и любовь к спорту. Создают  представление о значении двигательной активности в жизни человека. Учат использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.  Развивают физические качества: силу, быстроту, выносливость, лов кость, гибкость.   Формируют потребность в ежедневной двигательной деятельности.   Поддерживают  интерес к физической культуре и спорту.

 Все это стимулирует осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Повышение уровня физических способностей.

Здоровьетворящее образовательное пространство педагогического колледжа в нашей трактовке обеспечивает подготовку будущих учителей не только к сохранению, но и к укреплению здоровья участников образования, благодаря чему обеспечивает качественно другой уровень профессиональной подготовки, то есть способствует формированию у них компетентности в вопросах становления (то есть сохранения, поддержания, укрепления и наращивания) здоровья участников образования, нацеливает их на комплексное гармоничное развитие личности растущего человека на основе субъект-субъектных взаимоотношений учителя и учащегося, на развитие готовности ученика к творению собственного здоровья, самообразованию, самовоспитанию, умению строить отношения в условиях коллективной учебной деятельности – для наиболее полного раскрытия их творческого потенциала и достижения важных жизненных целей. Здоровьесберегающая образовательная среда, концептуально направленная на сохранение имеющегося здоровья, по принципу «не навреди», укрепление и развитие здоровья, профилактику острых и хронических заболеваний и контроль состояния предболезни, а также формирование отношения к своему здоровью, ценности здорового образа жизни, мотивации к участию в процессе сохранения и укрепления здоровья; использует систему ресурсов, каждый из которых в отдельности не может справиться с поставленными задачами, а в системе ресурсы интегрируя свой потенциал дают новый саногенетически подтвержденный результат, - реформируя здоровьесберегающую образовательную среду в здоровьесозидающую.

В настоящее время наблюдается острый интерес к проблеме здравотворческого образования подрастающего поколения и различным аспектам формирования здорового образа жизни молодежи (развитию культуры здоровья личности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки, становлению здравотворческой культуры личности в процессе  профессионального образования и т.д.) Опыт  здравотворческого обучения и воспитания превращается в условиях современной модернизации в важнейший резерв постиндустриального развития.  Поэтому ориентация обучающегося и его педагогов на нравственное и физическое здоровье становится делом первостепенной важности. С ранних этапов развития цивилизации сложились правила гигиены и требования здоровьесбережения, концентрировавших здравотворческую образовательную информацию, подрастающие поколения учили тому, что необходимо соблюдать элементарные нормы, способные обеспечить индивиду возможность здоровой жизни: хранить чистоту тела, одежды, жилища, ограничивать себя в приеме определенной пищи.

Большое внимание направлено на отдельные стороны здоровьеориентированного учебно-воспитательного процесса, саморегуляцию и адаптацию к педагогическим реалиям, диагностику уровня здоровья, методам здоровьесозидающего воспитания, необходимости формирования здравотворческого сознания как обязательного условия формирования профессиональной и здравотворческой культуры личности.

В связи с этим актуальной представляется проблема формирование индивидуального опыта развития здоровья собственными силами – «здравотворчества», которая особым образом актуализируется в подростковом возрасте, посколькуданный возраст является остро протекающим переходом от детства к взрослости и характеризуется эмоциональной неустойчивостью, сензитивностью к критическим замечаниям, проявлением упрямства и негативизма, потребностью в теплых межличностных отношениях, в самоутверждении и признании со стороны «значимых людей», высокой подверженностью внешним воздействиям, неустойчивостью самооценки и трудностями социальной адаптации. Отсюда ведущей для подростков становятся рефлексивная и смыслотворческая деятельности, направленные на осознание своей ценности и индивидуальности [1]. В этой связи, в контексте проблемы исследования, формирование индивидуального опыта здравотворчества подростка не может происходить вне продуктивного педагогического действия, поскольку упорное продолжение образования в «знаниевой парадигме» не может предоставить подростку возможности осознания ценности и значимости здоровья для полноценной жизнедеятельности.

Таким образом, основными показателями, свидетельствующими о готовности и способности учащегося эффективно управлять личным процессом здравотворчества, выступает уровень сформированности категорий установочной системы на здравотворчество.

Одним из важнейших аспектов готовности учащегося вести здоровый образ жизни, эффективно заниматься здравотворчеством является устойчивое и осознанное безнаркотическое поведение.

Обучающийся, занимающийся здравотворческой деятельностью – это молодой человек, строящий свою жизнь на принципах здорового образа жизни, умеющий осознанно управлять процессами формирования, сохранения, укрепления, реабилитации личного здоровья, являющийся примером и авторитетом для сверстников.

Установочную  систему на здравотворчество возможно сформировать у обучащихся посредством педагогического, социально-педагогического воздействия на личность обучащегося в течение периода обучения в учебном заведении, создавая при этом условия для удовлетворения доминирующих (актуализирующихся) - на данном этапе возрастного развития - потребностей. Для этого обучащимся предоставляется возможность свободы выбора видов, форм творческой деятельности и стратегии ее реализации.

       Главная цель работы учителя физкультуры – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения . Для этого необходимо:

-        сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-        научить студентов использовать  полученные знания в повседневной жизни;

-        обучить учащихся приемам мобилизации и релаксации и духовного самосовершенствования.

Что касается здоровьесбеоежения, то на уроках с соответствующим содержанием  создаем представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучаем самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха, используя в практике здоровьесберегающие технологии обучения.

 

Литература

 

1. Амосов Н.В. «Раздумья о здоровье» 3-е изд.М.»Физкультура и спорт» 1987г. ст. 64

2. Вайнер Э.Н. Валеология : учебник для вузов. М. : Флинта; Наука, 2011.

3. Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты / предс. ред. кол. игумен Иоанн (Экономцев). М., 2000. URL:

4. Ильина И.В. Становление валеологической культуры личности в процессе высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2000.

5. Магин В.А. Формирование культуры здоровья личности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 1999.

6. Полетаева Н.М. Теоретические основы системы валеологического воспитания школьников: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. СПб, 2001.

7. Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф., Марьянович А.Т. Петр Францевич Лесгафт: Главные труды. СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006