gototopgototop

Версия сайта для слабовидящих

Е.Б.Просветухина,

методистГБПОУ "Михайловский

профессионально-педагогический колледж

имени В.В.Арнаутова",

Т.Т. Просветухина,

ГБОУ СПО «Себряковский

технологический техникум»

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ    В   СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Каждому человеку необходимо «непрерывно» обучаться и развиваться на протяжении всей жизни для сохранения и повышения своей конкурентоспособности, для раскрытия собственного потенциала, самосовершенствования и постоянного роста как личности, а непрерывное образование создает благоприятные условия для формирования способности человека быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в различных жизненных сферах.

Непрерывное образование представляет собой процесс роста общего и профессионального образовательного потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

На сегодняшний день непрерывное образование становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности специалиста на рынке труда, так как, прежде всего, обеспечивает выполнение следующих условий:

- предоставление специалисту возможности постоянно находиться в образовательной системе, непрерывно совершенствуя свои знания и умения и одновременно обновляя их настолько, чтобы обеспечивалось, при необходимости, быстрое кардинальное изменение структуры деятельности;

- предоставление возможности для непрерывного личностного роста, обусловленного деятельностью, связанной с участием в образовательном процессе.

В современных условиях все чаще приходиться решать непредвиденные и все усложняющиеся социальные и профессиональные задачи в процессе трудовой деятельности. Это требует постоянной  актуализации знаний, полученных в результате образования. Поэтомув  настоящее время от педагогов требуется большая, чем прежде, теоретическая, методологическая и методическая подготовка. В силу этого актуализируется проблема поиска путей и средств интенсификации процесса становления преподавателей. Решение данной проблемы, нам представляется возможным посредством осуществления повышения квалификации педагогических работников.

Сложившаяся на сегодняшний день система повышения профессионального мастерства педагогических кадровв образовательных организациях различного типа, как правило, включает:

- обучение с отрывом от работы;

- обучение без отрыва от работы.

При этом главной целью всех форм и методов повышения квалификации в данной системе является формирование и совершенствование педагогического мастерства преподавателей. Процесс этот имеет много этапов и носит комплексный характер.

На наш взгляд, наиболее эффективными формами повышения квалификации  являются следующие  активные формы:

1.      Конкурсы   «Преподаватель   года»,   «Учитель   года»,   «Директор   года», и т.п.   -  это  форма повышения    квалификации   для   талантливых, творческих, инициативных преподавателей, учителей, воспитателей, руководителей образовательных организаций. Проведение конкурса способствует  повышению престижа профессии преподавателя (учителя, воспитателя и т.п.), развитию творческой инициативы, позволяет обобщить и распространить передовой педагогический опыт.

2. Методический фестиваль - форма работы, цель которой – обмен опытом с последующим внедрением новых педагогических идей и находок.

3.      Методические посиделки -позволяют в непринужденной обстановке обсудить   определенную   педагогическую   проблему   и   выработать   по   этой проблеме правильную точку зрения. Успех посиделок в значительной мере определяется   благоприятным     психологическим   климатом,   создаваемым   в аудитории. Для обсуждения предлагаются вопросы, имеющие существенное значение для решения ключевых проблем учебно-воспитательного процесса. Мастерство педагога-ведущего здесь проявляется в том, что он в непринужденной обстановке вызывает слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подводит их к определенным выводам.

4. Круглый стол- форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке.

5. Решение педагогических задач, которые должны затрагивать новые формы и приемы организации и проведения учебно-воспитательной работы.

6. Дискуссия - эффективная форма коллективного обсуждения теоретических вопросов, позволяющая выявить противоречия между распространенными представлениями о жизни и тем, как они трактуются наукой.

7. Деловые игры- позволяют в нестандартной форме осмыслить содержание новых идей, развивать творческие способности.

8. Методический ринг- это форма методической работы, представляющая собой разновидность дискуссии. Она дает возможность выявить, прежде всего, общую эрудицию его участников.

Нам представляется, что практическая реализация активных форм и методов повышения квалификации будет способствовать формированию педагогического мастерства и творчества, и приведет к более эффективному результату, в сравнении с традиционной практикой.