gototopgototop

Версия сайта для слабовидящих

Платонова О.М.,

преподаватель социально-гуманитарных и

юридических дисциплин

ГБПОУ «Михайловский

профессионально-педагогический

колледж имени В.В. Арнаутова»

 

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ЗВЕНО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто осознание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, а необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI в. является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения».

Становится ясно, что необходимо переосмыслить всю образовательную деятельность, ни уровни, ни формы которой, включая высшее образование, не могут больше считаться по-настоящему завершающими или конечными. Учебные курсы не могут оставаться неизменными, застывшими, а должны развиваться, диверсифицироваться, становиться гибче в ответ на развитие общества, его нужд и потребностей, а еще лучше — предвосхищать и направлять их. Поэтому глубокие изменения, которые требуются в области образования, должны идти по пути их становления в качестве непрерывного образования для всех или образования на протяжении всей жизни.

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но и еще четко не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится формирование правосознания подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.)(Машкович 2007: 25).

Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.

Важнейшая цель, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, — научить жить в ситуации растущей взаимозависимости, необходимости осуществления совместной общечеловеческой деятельности в условиях возрастающей диктатуры закона, права и норм (в том числе и морально-нравственных), что лимитирует сегодня дальнейший ход человеческого благополучия. Именно правовому образованию принадлежит особая роль в формировании единого образовательного пространства.

Отсутствием у молодежи понимания значимости и ценности закона и права, то есть не принятие и не следование молодежью законов влечет за собой духовно-нравственный кризис общества и как итог гибель данного общества.

Правосознание имеет ключевое значение в системе правовых отношений и правовой культуры гражданского общества еще и потому, что дает возможность осознанного решения в выборе поступка, ведь действия личности в условиях гражданского общества должны быть основаны не на диктате власти, а на свободном осознанном выборе действия, образа жизни (Копаев 2010: 15).

Одним из важнейших принципов правового образования является непрерывность. Этот принцип предусматривает необходимость поэтапного правового образования человека на протяжении всей его жизни. Его практическая реализация связана как с дальнейшим совершенствованием отдельных учебных заведений, так и с созданием целостной системы непрерывного правового образования на основе преобразований и интеграции уже существующих видов базового и дополнительного образования, всемерного развития правового образования на всех его уровнях. Все уровни системы непрерывного образования должны уделять существенное внимание правовому образованию, однако каждый уровень имеет свои функции и особенности.

Правовое образование и просвещение студентов реализует свои функции благодаря своей социальной значимости и практической направленности, своему комплексному содержанию.

Как известно, в образовании студентов играет особую роль опыт - как учебной деятельности, жизненный, так и в некоторых случаях уже профессиональный. Он многогранен, необходимость его всестороннего учета очевидна. Следует отметить, что в правовом образовании необходимо ориентироваться не столько на расширение опыта и в значительной мере задаваемого им поля зрения, сколько на осмысление нового угла зрения, новых оснований, определяемых новыми задачами. Тот факт, что взрослому человеку свойственно учиться на основе собственного опыта, сопоставления его с новой информацией и, скорее, обогащения опыта, нежели его переориентации, в решении проблемы развития правовой культуры населения в определенной мере является затрудняющим фактором.

Дело в том, что и в культуре техногенной цивилизации в целом, и в российской культуре в частности, еще не сложился опыт научно обоснованного формирования првосознания. Идеалы вседозволенности и неограниченности действия человека, безнаказанности,  господства человека над социальными объектами, идеалы власти, основанной на силовом преобразовании внешнего для индивида социального мира, занимают доминирующее положение. Они неявно формируют образцы, нормы и программы поведения, которые человек впитывает в процессе своей социализации, часто даже не осознавая этого. Известно, что подавляющее большинство взрослых в нашей стране приобрели опыт поведения, не связанный с совершением правовых целесообразных поступков в разных сферах.

Что касается опыта учебной деятельности большинства студентов, то здесь следует отметить недостаточную реализованность потенциала правового образования, получение которого сейчас приходится на период, когда его содержание и структура не определялись приоритетностью концепции гармоничного развития человека и закона, необходимостью принятия ответственности за регуляцию социальных процессов.

Таким образом, правовому образованию студентов в особой степени присущи внутренние противоречия образования как социального института в целом. Последнее, как известно, с одной стороны, служит трансляцией социального опыта и тем самым содействует его закреплению; с другой стороны, оно готовит личность к жизни, изменяющейся относительно опыта предшествующего поколения.

 

Литература

 

1.    Москвич Ю.Н. Ключевые проблемы создания массового проинновационного образования. Наука, образование, инновации: тезисы выступлений I Всероссийской конференции 10–12 ноября 2008 года / сост. А.И. Ракитов, А.Э. Анисимова, В.М. Кондратьев, М.Н. Русецкая. М.: МГПУ, 2008. С. 222–224.

2.    Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых / Под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2008. С. 166-167.

3.    Машкович, К. В. Правосознание и нравственность в
психологической теории права Л. И. Петражицкого
/К. В. Машкович.//История государства и права. -2007. - № 12.
- С. 36 – 38.