gototopgototop

Версия сайта для слабовидящих

Н.А. Мохов,

преподаватель ГБПОУ "Михайловский

профессионально-педагогический колледж

имени В.В.Арнаутова"

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Задачи, решаемые технологией:

·              развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации  учёбы;

·              организация индивидуальной и групповой творческой работы обучаемых с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;

·              увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;

·              облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.

Необходимыми условиями для реализации технологии являются:

·              наличие в колледже средств ИКТ и возможность использования их преподавателем-организатором ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;

·              владение преподавателем-организатором ОБЖ основами информационно-коммуникационных технологий;

·              развитая информационная среда образовательного учреждения;

·              смена роли преподавателя-организатора с позиций транслятора знания на позицию консультанта;

·              владение обучаемыми определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.

К ожидаемым результатам и последствиям можно отнести создание дополнительных возможностей использования проблемного метода обучения, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения, повышение интереса обучаемых к изучаемому предмету, и как итог – достижение 100% усвоения материала всеми обучаемыми.

ИКТ технология предлагает большое разнообразие содержания учебного процесса:

·              видео и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПМП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Internet;

·              материалы для тестового контроля;

·              комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;

·              включение в ход урока исторического и справочного материала;

·              наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;

анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.

Применение средств ИКТ на уроках ОБЖ.

В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации.  Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Обучаемыеявляются уверенными пользователями ПК, и поэтому преподавателю, учитывая реалии дня, необходимо  использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.

IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности обучаемых, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу обучаемых. Студент, владея современными компьютерными технологиями,  учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Информационные технологи используются на разных этапах занятия.

Пример организации проверки выполнения домашнего задания.

С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:

1.                Мультимедиа технологии:

·                     презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);

·                     презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);

·                     презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).

2.                Раздаточный материал:

·                     тесты (Excel) (Word);

·                     карточки (Word);

·                     кроссворды (Excel);

·                     самостоятельные работы (Word);

·                     контрольные работы (Word).

Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ:

При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами преподавателя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает преподаватель.

Для решения дидактической задачи данного этапа мы  используем:

1.                Мультимедиа технологии:

·                     презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить обучаемыхс объектом или явлением, процессом. Нами они используются на занятиях изучения ЧС природного и техногенного характера;

·                     видеофрагменты фильмов.

·                     презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint), слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);

·                     изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);

·                     коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);

·                     видеоклип  - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)

2.                Компьютерные технологии:

·                     диаграммы (Excel) например, вычислить дневные энергозатраты обучаемого, составить диаграмму, проанализировать дневной рацион и сделать выводы соответственно;

·                     схемы (Excel) - составить схему действий при ЧС ;

·                     таблицы (Excel ) – «Инфекционные заболевания» .

Пример организации закрепления и систематизации знаний:

Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце занятия проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

Для решения дидактической задачи данного этапа мы  используем:

1.                мультимедиа технологии:

2.                презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).

3.                Мобильный класс:

·                     работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);

·                     выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);

3.    Интернет-ресуры:

·                     для работы в группах.

Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности:

Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии

1.                мультимедиа технологии:

·                     презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);

·                     презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях. «А ну-ка, парни!», «Русичи».

2.                компьютерные технологии:

·                     стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher), буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);

·                     брошюра  - сборник дидактических, методических материалов (Word), плакат, заголовки  - текстовое оформление стендов, помещений (Word);

·                     открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);

·                     анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).

Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы:

Дидактическая задача состоит в предоставлении обучаемымвозможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

·                     выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);

·                     оформление портфолио проекта (Word);

·                     создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).

Пример использования сети Интернет на уроках:

Возможности использования сети Интернет на занятиях ОБЖ заключаются в следующем:

Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям преподавателя;

2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на занятиях ОБЖ;

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности обучаемых.

Поиск информации:

Поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

• написание рефератов,

• сбор материала по теме,

• иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;

В настоящее время система образования дол­жна быть способна не только вооружать знания­ми обучающегося, но и, вследствие быстрого об­новления знаний, формировать потребность в непрерывном овладении знаниями, умениями и навыками в течение всей жизни.

Перспективным направлением развития си­стемы образования является широкое внедрение электронного дистанционного образования на основе использования современных педагогичес­ких, информационных и телекоммуникационных технологий.

Персональный сайт преподавателя-организатора http://mohov-obg.ru/  дает возможность обучаемым (студентам и сотрудникам колледжа) получить необходимый учебный материал, полезную информацию  по вопросам безопасности жизнедеятельности, охране труда и технике безопасности, гражданской обороне, здоровому образу жизни и др. Перейдя по активной ссылке http://mppk.hol.es/   зарегистрировавшись обучаемые получают доступ к тестам и заданиям по курсу ОБЖ и БЖ. Выбрав соответствующую тему, выполняют задание и получаете соответствующую оценку.

Сеть ИнтернетSkypeпозволяет  осуществлять видеоконтакт преподавателя и обучающегося в режимеon-line. 

В период подготовки к праз­днованию 70-летия Победы студенты и сотрудники колледжа привлекались к работе с электронной базой данных на сайтах:

«Подвиг народа»- http: / / www.podvignaro-da.mil.ru/;

ОВДМемориал- http: //obd-memorial.ru/ .

Многие впервые получили достоверную информацию о своих близких родственниках участниках Великой Отечественной войны.

Используя ресурсы сайтов Министерства обо­роны: РФ www.stat.mil.ru, МЧС России: www.mchs.gov.ru/, ФСБ России: www.fsb.ru, МВД России : www.mvd.ru

обучаемые имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы по безопасности жизнедеятельности, провести виртуальные экскурсии, посмотреть видеоматериалы и др.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Занятия с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету, что немаловажно, потому что курс ОБЖ воспитывает культуру безопасного поведения, учит действовать в непредсказуемых ситуациях.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Литература

1. Р.И. Айзман, В.А. Королев  Дистанционное обучение - возможность для непрерывного образования //Журнал ОБЖ, июнь 2012;

2. А.В. Хуторской Технология проектирования компетенций //Журнал ОБЖ март, 2014;

3. И.Р. ШаяхметовИКТ в военно-патриотическом воспитании //Журнал ОБЖ февраль, 2014.