gototopgototop

Версия сайта для слабовидящих

И.С.Киреева, Е.А.Агашева,

преподаватели ГБПОУ

"Михайловский профессионально-

педагогический колледж

имени В.В.Арнаутова"

 

РАБОТА ПО НОВЫМ ФГОС СПО: ПЕРВЫЕ ИТОГИ

                                    

21 век-это эпоха перемен в информационной и социальной реальности. И естественно встает вопрос: как подготовить специалиста, отвечающего запросам современного общества? Как улучшить качество нашего интеллектуального продукта? Иными словами, каким образом организовать образовательную среду, чтобы выпускник колледжа, смог овладеть набором ключевых и профессиональных компетенций, стать востребованным на рынке труда, успешно смог адаптироваться в социальной жизни, и быть полезным обществу и государству.

Так как педагогическая деятельность подразумевает постоянный процесс переосмысления, оценки, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия, продиктованные реализацией ФГОС СПО, решением задач модернизации образования, то утверждение известного философа Сократа стало лейтмотивом для преподавателей нашего колледжаа: «Лучший человек тот, кто больше всех старается совершенствоваться и счастливым является тот, кто всего более чувствует, что он действительно совершенствуется».

В настоящее время перед профессиональными образовательными организациями поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда в соответствии с международными стандартами, новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ». Пересмотр содержания образования, появление вместо хорошо знакомых в преподавательской среде знаний и умений новых понятий: «общих» и «профессиональных» компетенций, «профессионального опыта», накладывают отпечаток на деятельность преподавателей нашего колледжа, заставляют их искать пути решения поставленной задачи.

Введение ФГОС СПО не может быть полноценно осуществлено без нескольких составляющих:

1) информационного обеспечения внедрения ФГОС;

2) качественной подготовки педагогических и управленческих кадров;

3) увеличение финансирования на развитие материально-технической базы.

Каждая из перечисленных составляющих – это потенциальная проблема реализации федеральных стандартов.

Нормативное информационное обеспечение внедрения ФГОС предоставило «свободу» выбора преподавателям в подборе содержания, методов и средств обучения. С целью подготовки к реализации ФГОС в нашем колледже были пересмотрены локальные нормативно-правовые документы, регулирующие: учебно-методическое обеспечение ОПОП на основном образовании. Информационное сопровождение преподавателей по ходу внедрения стандартов осуществляет учебно-методический отдел колледжа, от своевременной и полноценно информированной работы которого напрямую зависит качество специалистов.

Целевые установки ФГОС СПО предполагают, что содержание и организация образовательного процесса должны быть основаны на деятельностном подходе. Давайте посмотрим, какие же акценты были расставлены нами с учетом деятельностного подхода при внедрении ФГОС.

- Перед началом разработки основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) определена ее специфика с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда.

- Сформирована единая команда по разработке профессиональных образовательных программ.

- Работаем над созданием нового нормативно-правового поля колледжа для реализации программ.

- Интеграция ресурсов социальных партнеров, выполнение социального заказа.

- Синхронизация теоретического, практического обучения и дополнительного образования в едином расписании на учебный год.

- Организация эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателя.

- Сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности.

- Формирование в колледже инновационной образовательной среды научно-методического сопровождения введения ФГОС.

- Созданы условия для реализации модульных программ: повышение квалификации педагогов; обеспечение нормативных, методических, психологических, материально-технических и информационных условий для их запуска и реализации.

- Предусмотрено использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных и Интернет технологий, практикоориентированных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов, симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.д.).

- Обеспечение учебно-методической документацией, включая электронную, аудиторную и внеаудиторную работу каждого обучающегося по всем дисциплинам и междисциплинарным курсам.

- Обеспечили доступ каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, к сети Интернет (библиотека, компьютерные классы).

- Оформление портфолио обучающимися с начала обучения, чтобы при допуске к ГИА подтвердить документально освоение общих и профессиональных компетенций;

- Участие студентов в управлении качеством организации образовательного процесса.

По новым стандартам обучения мы работаем четвертый год, но основными затруднениями на данный момент по-прежнему являются:

·не полное понимание сущности и технологии реализации отдельных положений ФГОС СПО в силу того, что не своевременно получаем правовые документы и рекомендации;

·стремление педагогов использовать традиционные способы работы при построении образовательного процесса по ФГОС СПО;

·затруднения в оценке сформированности общих компетенций;

·затруднения в предоставлении обучающимся возможности оценивания содержания образовательного процесса;

·неготовность отдельных преподавателей к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

·недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности.

Личностные проблемы преподавателей:

·психологическая: неприятие идеологии ФГОС в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствия мотивации, давления стереотипов и др.;

·организационно-нормативная: причина в отсутствии необходимых нормативно-правовых документов, навыков командно-проектной работы.

Подготовка высококвалифицированных специалистов со средним образованием требует повышения качества преподавания, изменения методических подходов к подготовке современного специалиста со средним образованием в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала – всесторонне развитой личности, и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

 Реализация требований ФГОС СПО заставляет нас пересматривать технологии и методы обучения.Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. Эту задачу призваны выполнить личностно ориентированные технологии обучения, формирующие активность личности в учебном процессе, побуждающие к самостоятельному интеллектуальному труду, к осознанному самостоятельному выбору содержания обучения, которые с успехом применяют многие наши преподаватели. Следует подчеркнуть, что работа индивидуальными методами обязывает преподавателей и студентов в полном объеме выполнять требования, предъявляемые ФГОС СПО к учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

В образовательном процессе ОК и ПК могут быть приобретены студентами, если создаются следующие условия:

·  Деятельностный характер обучения, т.е. включение студентов в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство (симуляционный кабинет).

·  Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности.

·  Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели.

·  Разработка системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции.

·  Демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения.

Естественно справиться с этой задачей может только компетентный, креативный преподаватель, который способен создать условия, для раскрытия потенциала обучающегося, помочь определить ему индивидуальную траекторию развития, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

 На самом деле, разве будет полная отдача от преподавателя, регламент работы которого ограничивается рамками расписания, или когда мы слышим непозволительную фразу, обращенную к студентам: «Это ваши проблемы!» О каких равноправных участниках образовательного процесса может идти речь? А ведь именно технология сотрудничества позволяет максимально раскрыть творческий потенциал обучающихся.

Что же должно измениться в деятельности преподавателя и студента? На наш взгляд, многие изменения в деятельности преподавателя на современном этапе связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации обучающегося.

Следующее, на что мы обратили внимание при внедрении ФГОС СПО - сложившиеся у преподавателей стереотипы мышления и работы. Есть одна психологическая особенность: знания со временем не только и не столько устаревают, но превращаются в привычку. А там где есть привычка, есть уверенность, что это правильно. Вопрос о необходимости изменений вызывает эмоциональное напряжение. Одной из основных сдерживающих причин является страх перед внедрением чего-то нового, как писал Ги де Мопассан: «По-настоящему боишься только того, чего не знаешь».

В нашем колледже была организована работа по повышению психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса посредством:

·  проведения для преподавателей обучающих семинаров, консультаций, тренингов и др. по актуальным вопросам внедрения ФГОС СПО;

·  оказания психологической помощи участникам образовательного процесса через систему мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных ситуациях;

·  организована стажировка преподавателей.

При организации занятий изменился сам характера взаимоотношений между преподавателем и студентом. Наши преподаватели положили в основу своей педагогической деятельности основные аспекты «наставничества», выполняя функции координатора и партнера:

1.       Стараются увлечь студентов проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

2.       Проявляют терпимость к ошибкам студентов, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагают свою помощь или адресуют к нужным источникам информации только в тех случаях, когда обучающийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

3.       Стараются избегать директивных правил, которые мешают обучающимся приобретать определенные виды опыта или заставляют их скрывать удовлетворение, получаемое ими от профессиональной деятельности.

4.       Внедрили элементы дистанционного обучения.

Основным требованием, предъявляемым к результатам образования, является их оценивание. Оценивание для обучающегося ключевая необходимость освоения учебной программы: обучающиеся будут учить то, что будет оцениваться. Причем планируется, что освоение профессиональных модулей будет оцениваться не преподавателем, а экспертной независимой комиссией, что лишает обучающегося всякой возможности получить оценку, не освоив модуль. Это в корне меняет мотивацию к обучению.

Следовательно, нам предстоит сложная реконструкция образовательного процесса, предполагающая порой кардинальные изменения сложившихся технологий по предыдущим моделям государственных стандартов.

В нашем случае – невозможное возможно!

«Истинное сокровище для людей – умение трудиться». Эзоп

Литература

1. Азарова Р.Н., Богословский В.А., Борисова Н.В. и др. Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: методические рекомендации / Р.Н. Азарова, В.А. Богословский, Н.В. Борисова и др. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. – 64 с.

2.Давыдов, Л.Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования / Л.Д. Давыдов // Среднее профессиональное образование. – 2006. - №9. – С.67-70.

3. Корякина А.М. Проблемы взаимосвязи инновационных технологий и средств оценивания результатов профессиональной деятельности - Среднее профессиональное образование №11, 2011,с.19-21.

4. Курманов А.В. Модель профессиональной компетентности специалиста.-  Среднее профессиональное образование №12, 2011,с.22-28

5. Олейникова, О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. – 256с.

6. Шмонов М.В. Воспитание личности студента СПО средствами практикоориентированого обучения.- Среднее профессиональное образование № 3, 2011,с.151-155