gototopgototop

Версия сайта для слабовидящих

И.Б. Заболотнева,

 магистр педагогики,

преподаватель  психолого – педагогических дисциплин

 ГБОУ СПО «Дубовский педагогический колледж»

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

В настоящее время среди педагогов среднего профессионального образования повышается интерес к гуманитарным технологиям – как к  индикатору того, что развивается инновационный процесс. 

Сама идея гуманитарных технологий как отметает  В.В. Сериков  «это попытка разобраться в процессах, формирующих наше профессиональное сознание, понять - откуда мы знаем, что надо действовать так или иначе, проанализировать ту информацию и знания, которыми мы пользуемся для принятия решений» [1, с. 27-28].  И.А. Зимняя, отмечает, что  гуманитарные технологии  -  это технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого [2, с. 78].  С.А.  Дружилов, называет это -  способом  совершенствования моральных и этических норм, способом  развития интеллектуального потенциала и физического состояния молодого поколения [1, с. 35].

 Цель для  педагогов среднего профессионального образования:   подготовить будущего специалиста к предстоящим жизненным испытаниям на основе разработанных технологий.  По своей природе, как отмечает С.А. Игнатьева,  педагогические технологии гуманитарны. Для расширения границ педагогической технологии представляется  интерес развития различных компетенций: компетенция в организации способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; компетенция в организации культуры; коммуникативная компетенция; компетенция в организации самостоятельной деятельности в условиях неопределенности; компетенция в организации системного мышления; компетенция в организации готовности проявлять ответственность за выполняемую работу. Результаты, которые воспроизводимо достигаются и диагностируются в этих видах компетенций - саморазвитие, самосознание, саморегуляция, саморефлексия, самоопределение и самоконтроль, т.е. самосовершенствование личности [3, с. 56].

Использование технологии – педагогические мастерские, как формы проведения практических работ, позволяет учитывать потребности, интересы, мотивы, воспитывать  ценностные ориентации  у будущих специалистов.  Педагогические мастерские – это технология,  которая охватывает  любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:    не только формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации   студента; не только дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира; не просто проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;   не  только сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя  студенту право на ошибку и право на сотрудничество. Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи: личностного саморазвития;  образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания; культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;  социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание. Одним их основных принципов взаимодействия в работе по данной технологии, это принцип диалога,  сотрудничества, сотворчества.

Примером может служить использование технологии педагогические мастерские при проведении практических работ по дисциплине деловая культура, где  студенты планируют, создают, защищают, апробируют  практико-ориентированные, исследовательские проекты («Основы деловой культуры и общения»,  «Конструктивная и деструктивная коммуникация в ситуациях делового общения», «Внешние составляющие делового человека и рабочего места» и т.д.). Основой активного получения новых знаний в  любом исследовании, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.  В мастерской закрепление полученных знаний  построено по  плану:  актуальность проблемы на сегодняшний день; творческий процесс; творческий продукт;  осознание его закономерностей; новый продукт; коррекция своей деятельности;  соотнесение с достижениями культуры.

Таким образом,  современный подход в подготовке специалистов в области  профессионального образования характеризуется изменением системы их обучения и переходом от получения знаний, умений и навыков к формированию у студентов общих и специальных профессиональных  компетенций, помогающих им учиться,   быть более гибкими, соответствовать модели выпускника колледжа, быть более успешными в дальнейшей жизни и в профессиональной деятельности. 

Литература

1. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. 2005. Вып. 8. с. 26 - 44.

2. Зимняя, И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат образования (идеализированная модель). /И.А. Зимняя // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения. Москва. - Уфа: Исследовательский  Центр. 2010. 

3. Игнатьева, С.А. Коммуникативная культура в структуре профессионализма педагога  /С.А. Игнатьева // Практическая психология. 2011. №3 (10)