gototopgototop

Версия сайта для слабовидящих

Дробыш О.Б.,

преподаватель ГБПОУ "Михайловский

профессионально-педагогический колледж

имени В.В.Арнаутова"

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Непрерывно и неустанно передавать опыт старших поколений младшим, сохранять и поднимать планку накопленных человечеством знаний, развиваться в процессе жизни, опережать ее и выступать двигателем прогресса, способствуя направлению его в цивилизованное, гуманное, демократическое, моральное, правовое русло — таковы извечные стратегические задачи образования.

По сути, образовательное учреждение — это «педагогическое производство», педагогическое учреждение. Поэтому психологический и педагогический поход, использование данных психологии и педагогики имеют решающее значение для понимания происходящего в нем и обеспечения должного функционирования.

Вспомним, что специфика целостной педагогической системы — в присущих ей важнейших подсистемах: образовательной, воспитательной, обучающей и развивающей. Это не только теоретическое положение, ибо оно совпадает с основной законодательной нормой. Законом Российской Федерации «Об образовании» первым принципом государственной политики в области образования установлен  принцип гуманистического характера образования, провозглашающий приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст. 2, п. 1).

Статья 14 обязывает ориентировать образование на  обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

 Содержание образования должно обеспечивать:

 • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

• интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

• воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

 Цель профессионально-образовательного процесса — это и цель, стоящая перед каждым, кто поступил в суз и лично заинтересован в том, чтобы стать профессионалом. Цель подготовки специалиста недостижима, если сам студент с упорством, трудолюбием и ответственностью не стремится стать им и приобрести все, что предусмотрено педагогической целью. Важны и уровень общеобразовательной подготовки, с которой студент приступает к учебе, его способности, сформированность личности, поведение, ответственность, упорство и трудолюбие в достижении цели, а также социально-психологическая атмосфера в студенческом коллективе.

Ошибочно представлять преподавание как передачу знаний студентам, а их учение — как восприятие и запоминание их (нечто вроде «учебной воронки», в которую «заливают» знания). Будить мысль и память, оставляя спящими чувства и совесть — педагогический примитивизм. Учение эффективно, когда представляет собой активную, педагогически и психологически насыщенную деятельность личности. Успехи в познавательной деятельности обучающегося, усвоении им учебного материала, прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации (личных целей, планов, интересов, потребностей, мотивов выбора профессии, мотивов отношения к учению и др.), моральных отношений (чувства долга, ответственности, добросовестности, совестливости, порядочности, честности, трудолюбия, самокритичности, требовательности к себе и др.), воли (целеустремленности, активности, организованности, упорства, настойчивости, работоспособности и др.). Чтобы понять, почему так или иначе учится отдельный студент, надо обратиться прежде всего к анализу его собственной активной деятельности по овладению профессией и самоподготовки к ней.

Максимальная интенсификация учения студента требует также обучения его способам и приемам работы в образовательном учреждении, создания благоприятных условий для самостоятельной работы, выделения большего времени для этого. Необходимо заинтересовать и увлечь учебой, создать систему стимулов к формированию себя как будущего профессионала. Немаловажно обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором все думают не о том, как заставить обучающегося учиться, а о том, как создать такую обстановку, чтобы ему самому хотелось учиться и учиться добросовестно. Без желания учиться учение психологически приобретает для обучающегося характер внешне навязанной и чуждой его интересам работы, нужной якобы преподавателям («Поэтому-то они и заставляют меня») и от которой он пытается отлынивать, относится к ней как к неизбежному «злу», с которым надо временно смириться ради получения диплома.

В связи с  выше изложенным необходимо внедрять в учебный процесс активные  методы обучения:

Проблемно-ситуационные методы обучения

Проблемное обучение, как показывает опыт, можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что преподаватель, обучаемые и учебный материал подготовлены к занятию и у преподавателя выработан четкий план его проведения.

Творчески мыслить надо учить на всех занятиях, так как они требуют активности, волевых эмоциональных качеств, длительной                   подготовки и  напряженного труда. Ведущее место в этом                 занимает проблемная лекция. В ходе ее чтения имеет место         двухсторонняя мыслительная деятельность – преподавателя и обучаемых.        

Искусство преподавателя, читающего проблемную лекцию, должно заключаться в управлении созданием, развитием и решением проблемных ситуаций.      

Преподаватель должен выполнить правило: поставленная и принятая аудиторией учебная проблема должна быть решена до конца.
Структура главной части проблемной лекции может быть следующей:

– формирование проблемы;
– поиск ее решения;    
– доказательство правильности решения;      
– указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.

В ходе лекции преподаватель, применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, проблемная лекция в отличие от традиционной учит обучаемых думать. Приобщаясь к изучению учебных проблем, обучаемые учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения. Наиболее часто применяются следующие формы занятий:

– вопросно-ответный; 
– развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия;
– устные доклады с последующим обсуждением;   
– обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными обучаемыми         
– семинар-диспут;       
– комментированное чтение первоисточников;       
– решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;
В настоящее время в практике обучения в учебных заведениях нашли применение следующие проблемно-ситуационные методы: активного диалога (дискуссии); анализа конкретных ситуаций; метод случаев; и др.

Игровые методы обучения

Активные методы обучения делятся на две группы: имитационные и не имитационные, а первые, а свою очередь, – на игровые и неигровые. В группу имитационных игровых методов входят: деловые игры; ролевой тренинг или разыгрывание ролей; стажировка в определенной должности; управленческие игры и разновидности других игр.

Деловая игра – это в определенном смысле репетиция будущей профессиональной деятельности. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.

В системе активного обучения обычно используются пять модификаций деловой игры:

– имитационные;         
– операционные ;
– исполнение ролей;   
– метод инсценировки ;
– психодрама и социодрама.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария.

В его содержание входят:

– учебная цель занятия;       
– описание изучаемой проблемы;
– обоснование поставленной задачи;    
– план деловой игры; 
– общее описание процедуры игры;      
– содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Как правило, каждая игра включает несколько этапов: подготовительный, вводную часть, собственно деловую игру, анализ результатов, подведение итогов, в комплексных деловых играх характерны три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Игровые методы являются  эффективными методами обучения уже потому, что процесс восприятия теоретической информации осуществляется не только посредством слова, но и через организацию деятельности слушателей.

На учебных занятиях все чаще применяются не только деловые игры в полном смысле этого слова, но и всякого рода игровые методы: бригадно-ролевой; индивидуально-коллективный; тренинг; малых групп; пресс-конференция; «круглый стол» и др.

Таким образом, умелое применение активных методов и форм обучения в учебном процессе выводит на новый качественный уровень методическую систему профессиональной подготовки специалистов.

 

Литература

 

1. Д.Н.Кавтарадзе «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения» Изд. Просвещение 2009г.

2. Д.Смид  Групповая работа с детьми и подростками» Изд.Генезис Москва, 2000 

3. «Краткий психологический словарь» Москва, 1985г.

4. Журнал «Начальная школа» 2002г№2,№4.

5.    Адекватность самооценки учащихся как фактор профессионального самоопределения // Совершенствование обучения технологии в общеобразовательной школе и педвузе: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докл. - Киров: ВГПУ, 1999. - С. 74-75.

6.    Формирование профессиональной направленности будущих учителей в условиях непрерывного образования // Гуманизация образования в школе и вузе: Сборник / Сост. Е.А. Сергина. - Петрозаводск: КГПУ, 2000. - С. 77-78.