gototopgototop

Версия сайта для слабовидящих

Н.Ю. Грубникова,

методистГБПОУ "Михайловский

профессионально-педагогический колледж

имени В.В.Арнаутова"

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

На сегодняшний день приоритетной целью образования становится развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Традиционно преподаватель был обязан дать студенту глубокие и прочные знания по учебным дисциплинам. Однако жизнь меняется быстро, и ни педагог, ни родитель, ни сам обучающийся не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

     Системно-деятельный подход,лежащий в основе  стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая студентам почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

     Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

         В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта. В более узком понимании этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

         Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

·       носят надпредметный, метапредметный характер;

·       реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

·       обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

·       лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося и не зависят от ее специально-предметного содержания.

Основные виды универсальных учебных действий:

·       Личностные (жизненное, личностное, профессиональное  самоопределение и действия нравственно-этического оценивания);

·       Регулятивные (планирование, целеполагание, составление плана, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);

·       Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические, действия постановки и решения проблем);

·       Коммуникативные.

         Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

         Как построить урок,чтобы каждый его этап способствовал формированию того или иного универсального учебного действия?
         Стандарты нацеливают каждого педагога на освоение системно-деятельностного подхода в обучении, предполагающего включение каждого обучающегося в образовательный процесс, который при сохранении основной структуры (содержание обучения), строится по принципиально другой технологии (условия, методы, критерии оценивания). Только тогда можно говорить о всестороннем развитии обучающегося: психическом, личностном, творческом.

         ФГОС также предполагает иную, чем ранее,  позицию педагога.  Поэтому современному педагогу необходимо:

·       видеть перспективы развития личностного потенциала студента и уметь максимально стимулировать это развитие;

·       относиться к нему как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, проявлять собственную активность;

·       уметь опираться на познавательные интересы каждого, содействовать их обретению и развитию.

Таким образом, педагогу необходимо создавать условия, благодаря которым каждый обучающийся будет включен в учебную деятельность, способствующую его развитию, формированию его субъектной позиции.

 ФГОС не изменил основную форму организации учебного процесса, ею так и остался урок. Но цель современного урока иная - создание условий, способствующих овладению обучающимися как предметными, так и метапредметными планируемыми результатами.

     Наиболее приемлемыми средствами достижения этой цели являются следующие:

·       инициирование и позитивное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов обучающихся;

·       создание ситуации выбора;

·       стимулирование обучающихся к самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;

·       использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся;

·       создание ситуаций, позволяющих обучающимся проявить собственные способности, возможности, интересы;

·       создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе всей группы;

·       создание условий для освоения обучающимися компонентов учебной деятельности и повышения степени самостоятельности в учебной деятельности;

·       поощрение стремления найти свой способ решения задачи; анализ способов работы других, выбор и освоение наиболее рациональных;

·       использование тренировочных и проблемных заданий различной степени трудности;

·       постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;

·       повышение доли учебных заданий творческого характера;

·       формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;

·       стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат).

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в результате освоения разных учебных дисциплин (МДК).
         УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Чтобы научить учиться, важно выстроить структуру учебной деятельности – ту дорогу, по которой должен идти обучающийся в процессе обучения, чтобы приобрести необходимый опыт  для его дальнейшего практического использования в жизни.

Чтобы создать новые условия для такой деятельности, необходимоизменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

  Для формирования личностных УУД мы предлагаем  следующие виды заданий:

- творческие задания;

- мысленное воспроизведение ситуации;

- самооценка события;

- дневники достижений.

   Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:

- «найди отличия» (можно задать их количество);

- «на что похоже?»;

- поиск лишнего;

- «лабиринты»;

- упорядочивание;

- «цепочки»;

- составление опорных схем;

- работа с разного вида таблицами;

- составление и чтение  диаграмм;

- работа со словарями.

    Для диагностики и формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- взаимный диктант;

- диспут;

- «ищу ошибки».

Для диагностики и формирования коммуникативных УУД   можно предложить следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни…» и др.

На современном уроке должно быть комфортно всем: и педагогу,  и обучающимся. Комфортно не значит безмятежно. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание  и  взаимодействие преподавателя и студента, где будут проявляться творчество педагога, его профессиональная индивидуальность при неуклонном соблюдении нормативно-правовых требований и учете возрастных особенностей обучающихся.

Современный урок - это не просто передача сведений и работа на конечный результат, это формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих студентам умение учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Только в этом случаесовременный урок будет гарантировать доступность, качество и  эффективность.