Ю.И. Дудченко,
 Методист ГБПОУ "Михайловский профессионально-педагогический
колледж имени В.В.Арнаутова"

 

Культура  речи  как  фактор формирования имиджа педагога

Образ педагога обсуждался во все времена; эта тема стала ещё более актуальной сегодня, когда в России реформируется образовательная система. Педагоги - люди, которые всегда на виду, ведь рядом с ними находятся дети, родители и коллеги. Значимость имиджа педагога, воспитателя трудно переоценить.

 Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж - это совокупность представлений общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом, эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа. Несоответствие статусу считается вызовом обществу, противопоставлением себя обществу.

Личность педагога во многом способствует формированию личности учащихся, при этом работа преподавателя альтруистична, а значит, имидж педагога - это не только индивидуальная цель. Так как сущность труда преподавателя - обучение, следовательно, забота педагога о своём имидже - это также профессиональное требование и немаловажная задача.

Формирование имиджа педагога, обеспечивается не отдельным компонентом, а их системой, взаимосвязью и взаимообусловленностью различных элементов. Важны и внешний вид педагога, и его внутреннее состояние. Как целостная система, имидж педагога характеризуется устойчивыми связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру. Имидж педагога складывается из нескольких составляющих:

1) визуальная привлекательность (это не только наши физические данные, но и общее впечатление ухоженности);

2) невербальное поведение (это язык подсознания, мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка, также невербальное поведение - это проявление культуры - доброжелательная улыбка, приветливые жесты, знаки внимания и т.п.);

3) манеры и этикет (это показатель культурного уровня человека, отражение его нравственности и интеллекта), в том числе речевой этикет - это вербальные формы выражения вежливых отношений между людьми. При этом имеют значение и интонация, выбор слов и построения фраз. Правильное их использование даёт возможность избежать отрицательных эмоций при общении;

4) соответствие необходимому образу (удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо мы можем войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. Актёры используют в качестве вспомогательных средств декорации, костюм, грим. Педагог, входя в класс, тоже выходит на сцену. Он имеет очень требовательную и внимательную публику);

5) обаяние (обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии). Имиджмейкеры считают, чтобы стать обаятельным, нужна внутренняя установка, прежде всего надо полюбить себя, тогда повысится самооценка и возможности творческой самореализации;

6) вербальное поведение (речь одно из средств самовыражения, она организует работу интеллекта, вербальное поведение - это основное орудие педагога, которым он должен мастерски владеть, чтобы донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой, риторическими приёмами).

Итак, самым важным компонентом имиджа педагога является вербальное поведение, речевой этикет. Это мнение не только опытных преподавателей, имиджмейкеров, но и мудрецов, которые высказали утверждение, что вначале было слово.

Голос – звучащий имидж педагога. «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы можем определить степень интеллектуальности человека»,  - утверждал Д.С. Лихачев. Личность педагога в образовании – личность носителя культуры. Особенно большое значение имеет культура устной речи – чистота, грамотность, умение управлять сопутствующими ей мимикой и жестами, интонацией и даже тембром голоса.

В  профессии  педагога  слову  принадлежит  ведущая  роль  —  оно  является  главным  инструментом  воздействия  на  личность  воспитанника,  «орудием»  его  обучения  и  развития.  Педагог – «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются  научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, другие принципы педагогики.

К  устной  речи  современного  педагога  предъявляем  ряд  требований,  основным  из  которых,  безусловно,  выступает  грамотность.  Рассматриваем  ее  в  наиболее  общем  смысле  —  как  отсутствие  ошибок,  «слов-паразитов»,  умение  изъясняться  кратко,  когда  ситуация  не  требует  детального  уточнения.  Однако,  грамотность  —  не  единственная  значимая  характеристика  устной  речи,  поскольку  владение  ее  выразительными  возможностями  во  многом  обусловливает  эффективность  работы  современного  педагога.  Более  детально  рассмотрим  сущность  и  значение  эмоциональной,  лексической,  фонетической,  грамматической  и  звуковой  выразительности  в  профессиональной  деятельности  педагога.

Эмоциональная  выразительность  —  характеризуется  «насыщенностью»  чувствами  произносимых  слов,  речи  в  целом.  По  некоторым  данным,  понимание  речи  на  40  %  зависит  от  ее  экспрессивной  партитуры.  В педагогической  профессии,  как  ни  в  какой  другой,  важно  выражать  искреннее  отношение  к  произносимому,  значима  —  «артистичность»  интонаций,  поскольку  это  позволяет  оказывать  эффективное  воспитательное  воздействие.  Эмоционально  окрашенные  отдельные  слова  или  произносимые  с  «особой  интонацией»  фразы  делают  речь  педагога  «живой»,  акцентируют  внимание  на  наиболее  важных  моментах.  И  наоборот  —  ровная,  не  насыщенная  чувствами  речь  педагога  не  может  мотивировать  к  изучению  материала,  развитию  интереса  воспитанников  к  чему-либо,  снижая  тем  самым  эффективность  образовательного  процесса;

Лексическая  выразительность  —  это  свойство  речи,  основанное  на  использовании  точных,  ярких,  нестандартных,  образных  слов  и  словесных  оборотов,  а  так  же  синонимов,  омонимов  и  терминов.  Потенциал  русского  языка  в  выражении  мысли  человека  —  очень  широк.  В  целях  профессионального  самосовершенствования  необходимо  постоянно  обогащать  речь,  используя  ее  лексическое  богатство; 

Фонетическая  выразительность  —  это  умение  педагога  владеть  хорошим  и  грамотным  произношением,  ритмикой,  темпом  и  громкостью.  Не  уместен  для  педагога  «пулеметный»  темп,  еще  хуже  крик,  а  тем  белее  визг.  Старая  восточная  мудрость  гласит:  если  ты  кричишь,  значит,  ты  не  прав  и  слаб.  Не  маловажную  роль  играет  тембр  голоса  —  это  обязательный  атрибут  речи  каждого  педагога  и  не  только.  Бас,  баритон  всегда  ласкают  слух,  а  визгливый,  хриплый,  глухой  голос  портят  восприятие  даже  правильных  по  смыслу  слов. 

Грамматическая  выразительность  —  по  мнению  большинства  исследователей  менее  значительна  и  менее  заметна.  Однако  данную  особенность  активно  используют  писатели,  поэты,  расширяя  границы  выражения  своих  эмоций.  Также  и  педагог,  к  примеру,  употребляя  одну  форму  числа  имен  существительных  вместо  другой,  придает  отрицательные,  реже  —  положительные  оттенки  значения  конкретному  слову,  высказыванию…

Звуковая  выразительность,  так  же  присуща  педагогам.  Она  заключается  в  сопровождение  высказываний  уместным/неуместным  покашливанием,  вздохами,  хмыканьем,  смехом,  несущими  смысл  звуками  «у-у-у»,  «а-а-а».

Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Литература

1.Внешний вид педагога и его имидж в общей системе взаимодействия https://allbest.ru/otherreferats/pedagogics/00127334_0.html

  1. Любимова Т.Г. Модель имиджа педагога // https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/11/27/model-imidzha-pedagoga
  2. Педагогическое мастерство. Учебно-методическое пособие /Иссык-Кульского государственного университета им К. Тыныстанова. - Каракол, 2015.- 100 с.