Заикина И.В.
преподаватель ПЦК Информатики и ИКТ ГБПОУ «Михайловский профессионально-педагогический колледж им. В.В. Арнаутова»,
Семёнова Е.С.
преподаватель ПЦК Информатики и ИКТ ГБПОУ «Михайловский профессионально-педагогический колледж им. В.В. Арнаутова».
Методический аспект патриотического воспитания в деятельности преподавателя информатики
Патриотическое воспитание, а также, воспитание гражданина России является одним из приоритетных направлений в системе образования, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Работа в этом направлении представляет собой многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную с воспитательной, правовой и образовательной программой образовательного учреждения деятельность учителя информатики
Работа по патриотическому воспитанию студентов может гармонично проводиться на уроках информатики.
Цели:
- осознание обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
- развитие у студентов высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности;
- становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи:
- утверждение в сознании и чувствах учащихся социально значимых патриотических ценностей, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;
- воспитание учащихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
- привитие студентам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- формирование расовой, национальной, религиозной толерантности.
На уроках информатики и во внеурочное время можно выделить следующие направления работы учителя информатики:
На современном этапе развития информационного общества именно уроки информатики способствуют формированию у учащихся нового типа мышления, ориентации на самообучение и саморазвитие, осознание и реализацию своих информационных потребностей, а соответственно и выработку культуры потребностей. Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики препятствует превращению учащегося в неразборчивого потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно воспитывает у студентов новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации.
Художественно-эстетическое воспитание реализуется не только на этапах обучения информатики «Обработка графической информации», «Обработка звуковой информации», но и в процессе выполнения проектных и творческих работ. В ходе создания проектов по художественным промыслам, этническим музыкальным особенностям развиваются дружеские отношений между людьми многонационального государства.
Правовое воспитание реализуется в рамках направления «Социальная информатика» в вопросах, связанных с использованием и защитой информации и авторских прав.
Гражданско-патриотическое воспитание реализуется в рамках общеколледжных, муниципальных, региональных творческих конкурсных работ в области информационных технологий (компьютерная графика, презентации, анимация, посвященные знаменательным датам в истории малой Родины и Отечества). Немаловажную роль в гражданско-патриотическом воспитании играет краеведческая и исследовательская работа. Помимо этого необходимо включать в процесс обучения задачи, несущие исторические данные о своей семье, о нашей стране и народе, статистические данные Российской Федерации (население, национальности, географические данные, исторические сведения и т.п.), сведения о героях ВОВ, людях, являющихся гордостью России.
Экологическое воспитание реализуется в рамках организации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественнонаучного направления. Ведущую роль в данном направлении играют проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеклассной работе.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, должны быть объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно - нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами гражданско-патриотического воспитания.
Необходимо использовать желание учащихся изучать компьютер и прикладные науки, закладывая при этом кроме необходимых технических и практических знаний знания общечеловеческие, приобщая учащихся к культурным традициям, нравственным основам.
Основной проблемой является отсутствие достаточного объёма методической литературы по информатике, имеющей патриотическое направление. В этом случае огромную роль играет наличие скоростного доступа к сети Интернет и умение находить необходимый материал в огромном море информации. В связи с этим приходится затрачивать дополнительное время на подготовку к урокам, самостоятельно выискивать данные для задач, постоянно контролировать работу учащихся по поиску информации для исследовательских проектов. В случае планомерной и непрерывной работы у педагога накопится необходимая информационная база, которая в дальнейшем уберёт ряд проблем.
Литература:
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы//Сб. нормативных документов. Информатика и ИКТ/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. —М.: Дрофа, 2004.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Информатика и ИКТ//Сб. нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004.
- Сайт Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации - http://www.gospatriotprogramma.ru
- Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» - http://festival.1september.ru