О.Е. Шевцова,

преподаватель ПЦК иностранных языков

преподаватель ГБПОУ "Михайловский

профессионально-педагогический колледж

имени В.В.Арнаутова"

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 101101 «ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС». ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (АНГЛИЙСКОМУ) КАК ПРОФИЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Обучение иностранному языку в системе профессиональной подготовки специалистов  в учебных заведениях среднего профессионального образования обусловлено все большим применением его в практических целях, в связи с тем, что  возникает необходимость в специалистах, способных к межкультурной коммуникации с целью осуществления деловых контактов. Возрастает доля востребованных специалистов со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области внутригосударственного и международного делового сотрудничества. Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.

В связи с внедрением ФГОС 3 поколения в сферу профессионального образования компетентностный  подход в обучении английскому языку приобретает все большее значение. Ключевые компетенции, будущего специалиста, в том числе, и в сфере гостиничного сервиса, это

- способность к самостоятельным действиям (например, умение понять смысл инструкции на иностранном языке, связанной с профессиональной деятельностью),

- умение успешно применять разговорный и профессиональный иностранный язык в своей  деятельности, по ситуации, в полном объеме,

- готовность проявлять ответственность за выполняемую работу.

Задача преподавателя иностранного языка заключается в оказании профессиональной помощи и создании условий для формирования необходимых компетенций будущего специалиста, способного участвовать в межкультурной коммуникации на профессиональном уровне[1, c. 20]. 

 Это означает целенаправленное формирование необходимых коммуникативных компетенций студентов, предусматривающих как языковую, социокультурную компетенции, так и профессиональную компетентность в целом [2, c. 11].

Главный вопрос, на который следует найти оптимальный ответ - как организовать учебный процесс, т.е. какова доля языковых, условно-речевых и речевых упражнений, и насколько эти упражнения направлены на овладение английским языком на профессиональном уровне [3, c15].

В рамках преподавания предмета для специальности 101101 «Гостиничный сервис» преподавателями иностранного языка Михайловского профессионально-педагогического колледжа разработаны рабочие программы, предусматривающие обучение по специализированным учебникам,  и предоставляющие возможность овладевать всеми необходимыми языковыми и речевыми знаниями, навыками и умениями на профессиональном уровне. Это учебник V. Evans,  J. Dooley“HotelsandCatering”, издательства ExpressPublishing, который предоставляет  возможность работать с разнообразными аутентичными материалами. Учебник предлагает профессионально-ориентированные диалоги, функциональный аудиокурс и тематический словарь лексических единиц и терминов. В качестве дополнительных пособий используются учебники ряда других авторов, например, Fr. O’Hara“BeMyGuest”, издательства CambridgeUniversityPress.

На уроках профильной  дисциплины «английский язык» предусмотрена работа с  текстами по профилю, обеспечен эффективный переход от изучения элементарных узкоспециальных информативных материалов к аутентичным текстам и материалам более сложного содержания, связанного с профессиональными обязанностями специалистов данного профиля. В процессе обучения студенты получают возможность совершенствования навыков перевода, аннотирования и реферирования письменного текста, восприятия профессиональной речи на слух, её  воспроизведения в устной и письменной форме. Существенную роль в обучении играют коммуникативные речевые упражнения строго профессиональной направленности, позволяющие совершенствовать разговорный английский язык, моделируются максимально приближенные к реалиям профессии учебно-речевые ситуации. Все это имеет целью комплексную подготовку молодых специалистов к профессиональному овладению иностранным  языком в различных сферах своей деятельности.

 В качестве подтверждения вышесказанного, можно привести следующие виды практических заданий и упражнений, которые проводились в рамках изучения дисциплины. В разделе «Речевой этикет» программы по УД «Иностранный язык» по специальности 101101 «Гостиничный сервис» изучается тема «Формы обращения и приветствия». Студентам предлагается не абстрактные, а конкретные ситуации при встрече и размещении  гостя в гостинице правильно применить клише и выражения, обязательные в каждом конкретном случае. По теме «Получение и предоставление информации» студенты  учатся описывать материальную базу гостиницы, предоставляемые услуги и преимущества гостиницы, с тем, чтобы  информировать и заинтересовать гостя. Чтобы снять языковые трудности студентам предлагаются дидактические карточки с речевыми клише и специальной лексикой. В процессе обучения студенты выполняют большое количество разнообразных ситуативно-направленных заданий: сравнить качество проживания и обслуживание в определённых отелях, представить отчет в виде компьютерной тематической презентации. Студенты готовят специализированные проекты по эффективному обслуживанию проживающих в гостинице, разрабатывают альтернативные существующим, маршруты осмотра достопримечательностей того или иного места. Средствами иностранного языка осуществляется овладение студентами инструкциями внутреннего распорядка гостиниц и сопровождающей проживание, техники безопасности. В частности, разрабатывались специальные схемы эвакуации проживающих.

Весь комплекс упражнений, разрабатываемый преподавателями, содержит коммуникативную цель и проблемные задания для студентов, которые они разрешают совместно с  преподавателем. Все коммуникативные задания содержат обучающую цель и проблемно-методическую задачу для преподавателя, которая заключается в том, чтобы эффективно организовать деятельность студента и помочь ему получить познавательный результат. По сути, это упражнение, в котором обеспечивается предъявление нового знания, его первичная тренировка, закрепление, т.е. активизация навыка, развитие и совершенствование речевых умений студентов.

  В процессе изучения английского языка в рамках профильной дисциплины «иностранный язык» (английский)  по специальности 101101 «Гостиничный сервис» одну из ключевых  ролей играет  мотивация. Этому в полной мере способствуют  практическая ориентация рабочих программ,  наличие учебников и учебных пособий,  имеющих профессиональную направленность и четко продуманная организация обучения.

Литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006

2. Стрига И.И. Коммуникативная компетентность по иностранному языку будущих специалистов // Среднее профессиональное образование. 2010. № 9

4. Назаренко А.Л. Проблемы оптимизации и преподавания языка для специальных целей / А.Л. Назаренко. М.: УРСС, 2000. 128с.