Н.Ю. Грубникова,
методистГБПОУ "Михайловский
профессионально-педагогический колледж
имени В.В.Арнаутова"
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ
На сегодняшний день приоритетной целью образования становится развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Традиционно преподаватель был обязан дать студенту глубокие и прочные знания по учебным дисциплинам. Однако жизнь меняется быстро, и ни педагог, ни родитель, ни сам обучающийся не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.
Системно-деятельный подход,лежащий в основе стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая студентам почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта. В более узком понимании этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
· носят надпредметный, метапредметный характер;
· реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
· обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося и не зависят от ее специально-предметного содержания.
Основные виды универсальных учебных действий:
· Личностные (жизненное, личностное, профессиональное самоопределение и действия нравственно-этического оценивания);
· Регулятивные (планирование, целеполагание, составление плана, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
· Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические, действия постановки и решения проблем);
· Коммуникативные.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Как построить урок,чтобы каждый его этап способствовал формированию того или иного универсального учебного действия?
Стандарты нацеливают каждого педагога на освоение системно-деятельностного подхода в обучении, предполагающего включение каждого обучающегося в образовательный процесс, который при сохранении основной структуры (содержание обучения), строится по принципиально другой технологии (условия, методы, критерии оценивания). Только тогда можно говорить о всестороннем развитии обучающегося: психическом, личностном, творческом.
ФГОС также предполагает иную, чем ранее, позицию педагога. Поэтому современному педагогу необходимо:
· видеть перспективы развития личностного потенциала студента и уметь максимально стимулировать это развитие;
· относиться к нему как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, проявлять собственную активность;
· уметь опираться на познавательные интересы каждого, содействовать их обретению и развитию.
Таким образом, педагогу необходимо создавать условия, благодаря которым каждый обучающийся будет включен в учебную деятельность, способствующую его развитию, формированию его субъектной позиции.
ФГОС не изменил основную форму организации учебного процесса, ею так и остался урок. Но цель современного урока иная - создание условий, способствующих овладению обучающимися как предметными, так и метапредметными планируемыми результатами.
Наиболее приемлемыми средствами достижения этой цели являются следующие:
· инициирование и позитивное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов обучающихся;
· создание ситуации выбора;
· стимулирование обучающихся к самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;
· использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся;
· создание ситуаций, позволяющих обучающимся проявить собственные способности, возможности, интересы;
· создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе всей группы;
· создание условий для освоения обучающимися компонентов учебной деятельности и повышения степени самостоятельности в учебной деятельности;
· поощрение стремления найти свой способ решения задачи; анализ способов работы других, выбор и освоение наиболее рациональных;
· использование тренировочных и проблемных заданий различной степени трудности;
· постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
· повышение доли учебных заданий творческого характера;
· формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
· стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат).
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в результате освоения разных учебных дисциплин (МДК).
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Чтобы научить учиться, важно выстроить структуру учебной деятельности – ту дорогу, по которой должен идти обучающийся в процессе обучения, чтобы приобрести необходимый опыт для его дальнейшего практического использования в жизни.
Чтобы создать новые условия для такой деятельности, необходимоизменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Для формирования личностных УУД мы предлагаем следующие виды заданий:
- творческие задания;
- мысленное воспроизведение ситуации;
- самооценка события;
- дневники достижений.
Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- составление опорных схем;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и чтение диаграмм;
- работа со словарями.
Для диагностики и формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант;
- диспут;
- «ищу ошибки».
Для диагностики и формирования коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни…» и др.
На современном уроке должно быть комфортно всем: и педагогу, и обучающимся. Комфортно не значит безмятежно. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание и взаимодействие преподавателя и студента, где будут проявляться творчество педагога, его профессиональная индивидуальность при неуклонном соблюдении нормативно-правовых требований и учете возрастных особенностей обучающихся.
Современный урок - это не просто передача сведений и работа на конечный результат, это формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих студентам умение учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Только в этом случаесовременный урок будет гарантировать доступность, качество и эффективность.