Реализация идей компьютеризации образования, как фактор формирования творческой активности учащихся старших классов на уроках информатики

Калашников Ю.И. Михайловский

профессионально-педагогический колледж

Калашникова Н.В.

МКОУ СОШ №10 г. Михайловка.

Современное общество предъявляет повышенные требования к школьному образованию, как основе в подготовке будущих специалистов  в различных областях деятельности человеческого общества в плане формирования личности, способной подходить к решению жизненных задач с позиции личностной сопричастности, обладающей аналитическим мышлением, в том числе, владеющей приемами умственной деятельности и умеющей работать большими объемами информации.  Эта позиция нашла непосредственное отражение в образовательных  стандартах нового поколения.

 В связи с этим, одним из важнейших условий  в обучении  становится не только обеспечение усвоения обусловленного стандартами объема знаний, но и овладение умениями и навыками по самостоятельному приобретению знаний, отвечающих субъективным требованиям действительности. Это может произойти только при планомерной, постоянной, целенаправленной работе преподавательского коллектива, направленной на формировании у обучаемых творческой активности на основе  ведения поисковой и  исследовательской деятельности.

Естественно, что если учитель  сам лично не имеет навыков исследовательской работы, то он не может обеспечить таковую деятельность среди учащихся. Многие школьные учителя не уделяют должного внимания исследовательской работе, не заслуженно считая, что они не в состоянии заниматься таковой. При этом, одни из них занимаются разработкой систем уроков по отдельным темам, другие - составлением рабочих программ, третьи  - создают  методические комплексы. Таковую деятельность учителя уже можно отнести к исследовательской, научной деятельности.

Целью данной статьи является рассмотрение педагогических и методических особенностей по организации исследовательской деятельности учащихся  в процессе изучения информатики. Здесь есть большой простор для исследовательской работы. Остановимся на некоторых них.

В первую очередь надо научить учащихся сомневаться в любом мнении, положении, утверждении. Далее, обучение видению проблем, по которым можно найти что-то новое, интересное для собственного познания. Необходимо показать учащимся, такие  утверждения из области информатики, математики и других требует, которые требуют  доработки, уточнения, принятия или отторжения. Далее возникает  необходимость проверить свои догадки, а это увязывается с возможностью проведения эксперимента, который требуется не только грамотно провести, но и оформить и обобщить полученные результаты, сделать правильные выводы, показать возможность использования их в своей учебе. Важным моментом такого подхода к постановке исследовательской работы среди учащихся является обучение  их умению видеть проблемы, "слабые" и "сильные" ее места, возможно и пути их разрешения.

Существует несколько форм приобщения учащихся к исследовательской и научной работе. Это: начиная с конспектирования статей, написания рефератов, подборки литературы по определенному кругу вопросов и т.д.

Мы считаем, что для формирования умений и навыков ведения исследовательской работы необходима система специальных заданий, выполнение которых приобщали бы учащихся  к ведению такой работы. Возможно это становление некой “Творческой лаборатории учащегося и учителя”.

Мы понимаем, что вопросов объективного и субъективного характера, требующих разрешения на пути создания таких лабораторий, будет возникать очень много. Самый главный из них это результативность всей работы. Возможны различные варианты:  открытая защита творческих заданий, организация научно практических ученических семинаров и конференций, публикации  и др.

Укажем на основные формы такой работы,  с уверенность, что некоторые из них знакомы практикующему учителю.

1.Конспектирование статей. Конспектируются статьи из периодических изданий, когда возникает необходимость использования авторского текста при выполнении другого вида работ. Конспект излагается в том стиле, который устраивает обучаемого, но в специальной тетради для таких конспектов. Эти тетради периодически просматриваются преподавателем. В них учащиеся помещают выдержки из прорабатываемой литературы, цитаты, часто встречающиеся понятия и определения

2. Написание рефератов. Рефераты пишутся по темам, предложенным преподавателем или самостоятельно сформулированным учащимися. Тематика рефератов соответствует изучаемому в данный момент материалу. Допускается написание рефератов разными студентами по одной теме, при этом каждый из них работает над своей темой индивидуально. Взаимные консультации не исключаются. Рефераты оформляются на отдельных листах, первый из них является титульным.  Реферат является результатом работы с несколькими статьями. В отдельных разделах рефератов учащиеся высказывают свое мнение к рассматриваемому вопросу, анализируют используемые публикации, дают заключение и формулируют выводы (рекомендации). В конце работы  дается список рассмотренной литературы. Наиболее ценным считается реферат, тему которого учащийся  предложил самостоятельно.

3. Подготовка докладов. Работа над докладом требует длительной подготовки и его тема может быть увязана с некоторыми историческими событиями и фактами, носить познавательный характер, указывать на основные направления в обучении, связывать обучение информатики с другими науками, давать сравнительную характеристику различным системам обучения и т.д. Доклад могут готовить несколько учащихся для одного выступающего.  Докладу предшествует работа по конспектированию статей, используемых в докладе.

4. Составление тезисов.. Обучение составлению тезисов ведется после составления доклада. Это краткое изложение основных идей и важнейших вопросов доклада. Реферат содержит  2-3 страницы.

5. Подборка литературы. Данная форма работы требует от учащихся глубокого понимания темы, к которой подбирается литература. При этом список разбивается на основную и дополнительную литературу. Список составляется согласно требованиям библиографии. Даются необходимые пояснения целей привлечения той или иной публикации.

6. Составление отзывов.  Отзыв на публикацию у обучающихся  вызывает особый интерес. Первоначально предлагается одним учащимся  составить положительный отзыв, другим - отрицательный по одной и той же публикации. Каждое мнение должно быть доказательным.

7. Тестирование. Первоначально разбираются  готовые тесты. При этом выясняется назначения каждого пункта, включенного в тест. В дальнейшем учащимся предлагается разрабатывать самостоятельно тесты. Рассматриваются различные  способы обработки результатов диагностики

8. Выполнение творческих заданий. Темы учащиеся подбирают самостоятельно или выбирают их из списка предложенного преподавателем. Выполнение творческих заданий позволяет учащимся  проявить умение работать с литературой,  проявлять исследовательская активность, вырабатывать умение работать над информацией по ее отбору, обработке и хранению.

В связи с тем, что сеть "Интернет" стала доступной в каждой школе, исследование и творчество можно связать с ней. Мы имеем в виду получение информации по сети и обработку ее.

В качестве примера покажем один из моментов проведения творческой работы, организованной учителем после изучения редактора Word, в частности после рассмотрения   стандартных требований к документу Word.  

Вместо надевшегося  учащимися набора текста, предлагается следующий комплект заданий:

Задание 1.Выбрать одну из опубликованных ниже тем. Предложенные нами темы можно переформулировать, объединять несколько тем в одну или брать часть от некоторой темы. Свою тему согласовать с преподавателем для ее корректировки.

Задание 2.В сети "Интернет" найдите не менее 5 различных публикаций по выбранной теме или по темам, близким к  выбранной теме. Все найденные публикации скопировать в отдельные файлы, приведя эти документы  в стандартный вид.

Задание 3.На основе выбранных публикаций раскройте свою тему, добавив собственные суждения, а также высказать согласие или не согласие с идеями, затронутыми в выбранных публикациях, указать позитивные и негативные места публикаций. Объем работы – не менее 30 000 знаков, без пробелов.

Задание 4.Творческую работу поместить  в отдельный файл. Документ оформить согласно стандартным требованиям. Рисунки, схемы, таблицы пронумеровать.  В творческую работу включить титульный лист, автоматическую нумерацию страниц, колонтитулы,  автоматическое оглавление (содержание), электронные адреса публикаций, их авторов и другие выходные данные публикаций (число страниц, издательство, год выхода публикации и др.)

Задание 5.Все файлы собрать в отдельную папку, в названии которой включить свою фамилию и слова "Творческая работа".

Примерные темы работ.

1.Автоматизированные системы управления.

2.Защита информации.

3.Информационные процессы в неживой природе.

4.Информационные системы.

5.Информационные технологии в деятельности современного специалиста.

6.Информационный бизнес.

7.Информация и сознание.

8.Информация и эволюция живой природы.

9.Информация и энтропия.

10.  История развития информатики.

11.  Кибернетика - наука об управлении

12.  Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.

13.  Материя, энергия и информация.

14.  Непрерывная и дискретная информация.

15.  Передача информации.

16.  Построение интеллектуальных систем.

17.  Правонарушения в сфере информационных технологий.

18.  Проблема измерения информации.

19.  Проблема информации в современной науке.

20.  Свойства информационных ресурсов.

Учащиеся, работая над выбранной темой,  во-первых, совершенствует технологию отбора нужного материала, во-вторых, знакомясь с различными публикациями, они вырабатывают для себя некоторые критерии установления соответствия найденных публикаций, выбранной ими теме. Таковая деятельность побуждает учащихся к творческой активности, приводя их к необходимости ведения исследования. Разумеется, говорить о строго научном исследовании на этом уровне не приходится, да таковая цель и не стоит перед учителем на данном этапе.  Но у детей при выполнении такой работы проявляется творческая активность, формируется познавательный интерес, возникает внутренний и внешний стимул.

Идущая сейчас компьютеризация образования почему-то в основном  рассматривается с положительной стороны. В том числе и мы в этой статье показали положительную роль компьютеров в умелых руках учителя – исследователя, а именно в организации исследовательской работы.

На самом деле появление компьютеров в сфере образования породило определенные методические,  методологические, теоретические и философские проблемы. Это должно привести к переосмыслению ряда положений теории познания, методологических основ дидактики и методики преподавания многих учебных дисциплин.

К сожалению, медленно перестраиваются на этот счет преподаватели педагогических учебных заведений, ведущих частные методики преподавания. Отстает в этом направлении педагогическая наука, психология и др. Да и Министерство образования и науки, как нам кажется, заняло  здесь какую-то нейтрально-выжидательную позицию.

Очень слабо оснащены учебные заведения всех уровней компьютерами для изучения иных, чем информатика, дисциплин. Ведь для этого, по крайней мере, на начальном этапе компьютеризации образования, достаточно иметь в классе один компьютер, проектор, работающий с ним и демонстрационный экран. В этом случае учитель для усиления  обучающего эффекта урока получает мощное вспомогательное техническое средство.

В настоящее время также назрела острая необходимость в создании при каждом учебном заведении локальных сетей – своего рода Баз Знаний, к которым учитель в случае возникновения такой необходимости в процессе урока мог бы подключиться за информацией, из любого кабинета (класса). В организации Баз Знаний неоценимую помощь могут оказать сами учащихся. Это еще одно направления проявления творческой активности учащихся, а для учителя огромное поле для организации исследовательской работы.

Итак, компьютер, проектор с экраном, База Знаний – основные составляющие учебного процесса преподавателя на современном этапе с точки зрения методики преподавания любого предмета и концепции компьютерной модернизации образования. В перспективе -  создание Баз Знаний между несколькими учебными заведениями и общей для всей России.

При таком подходе, очевидно, сеть "Интернет", за которую ратуют некоторые высокопоставленные чиновники, весьма далекие от образования, не требуется. Конечно мы не против "Интернета", если использование его не становится самоцелью. В "Интернет" учитель должен обращаться в тех редких случаях, если для его урока ему нужен дополнительный материал.  При этом нет необходимости подключать весь компьютерный класс к сети "Интернет". В силу ряда причин, преподаватели  информатики, у которых класс подключен к такой сети, просто не знают, как его использовать. Да и ни в одном методическом пособии не сказано об этом.  Это еще одна проблема, требующая решения, отнюдь не на уровне учебного заведения.

Легкость добывания информации не всегда положительно влияет на обучение. Тем более у многих учащихся дома есть компьютер, причем, более современный, чем в школе и, несомненно, "Интернет". Ведь если ученик, которому задали написать реферат, например, информатике, официально скачивает нужную информацию из сети, часто даже не прочитывая ее, несет учителю для проверки. За какие заслуги такому ученику надо ставить положительную оценку. За содержание – это не заслуга ученика, хотя иногда таковая информация не вызывает сомнения в своей правильности, за технологию поиска в сети или еще за что-то? Так, что же оценивать в таких случаях? Это одна из многих негативных проблем применения сети "Интернет" в образовании. Преподаватели же сами провоцируют учащегося получать информацию, не вникая в ее смысл.

Из всего сказанного выше напрашивается вывод, что педагогические учебные заведения должны обучать студентов методике использования компьютера, в том числе сети "Интернет" при изучении и математики, и литературы, и языка и всех остальных дисциплин, которые изучаются, по крайней мере, в школе. А что бы обучать этому, надо вести соответствующие изыскания, создавать методические руководства, изучая бесценный опыт, преподавателей – практиков, которые это уже делают,  но только без научной основы, по интуиции.

Много нареканий у нас и в том числе у других преподавателей информатики, с которыми нам приходится общаться на учебные и методические пособия по информатике. Имеющиеся сейчас учебники по информатике представляют собой  малоинтересные теоретические трактаты со сложными понятиями, тяжелыми формулировками, в которых путаются не только обучаемые, но сами такие авторы. 

Учебники настолько трудны, настолько напичканы вольно трактуемыми понятиями из теоретической информатики, что преподаватели, имеющие солидное  математическое образование не могут понять их смысла.

Учебные пособия по информатике,  предлагаемые учителю за последние 3-5 лет напоминают не в хорошем аспекте дисциплину "Основы теории информации", которая изучается в высшей школе.

Учитывая то, что данная публикация не преследует цели анализа учебников информатики, мы ограничимся только лишь такими замечаниями, без указания авторов таких учебников. Для заинтересованных лиц мы можем дать анализ учебников информатики с необходимыми комментариями.

   Без вдумчивой, каждодневной, серьезной работы овладеть информатикой не возможно, особенно это касается овладения информационными и компьютерными технологиями. Все это на преподавателей информатики накладывает  особый отпечаток,  в том смысле, что современному учителю, преподающему этот предмет  не достаточно самому знать  информатику в преподаваемом объеме, владеть методами и приемами, почерпнутыми из педагогики, которая сейчас, на наш взгляд, не поспевает за методистами и учителями, работающих в области информатики.  Учитель информатики должен, кроме всего прочего, еще  владеть и циклом психологических наук: детская, возрастная, педагогическая и социальная психологии. Причем он сам должен иметь навыки проведения исследовательской работы, обладать развитым математическим мышлением.

Это особенно важно при изучении информатики, где закладываются основы информационных и компьютерные технологии, на основе которых формируются логических операций и развивается мышление.

Для учителей информатики  все это имеет первостепенное значение, ибо по сравнению с другими учебными предметами, информатика выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельности, повседневной работы, работы систематической, без перерыва.  Более того, на современном этапе становления методики обучения информатике можно считать, что преподаватели информатики  в своей постоянной практической деятельности встречаются с проблемами, которые можно разрешить только лишь на основе знаний в большей степени психологии, а затем уже  и педагогики.

Таким образом, очевидно, что учителю, ведущему  информатику в современной школе необходимо овладеть  основными достижениями психолого-педагогических наук с тем, чтобы, опираясь на знания этих наук, строить свою работу. Нужно установить, какой вклад в решение задачи фор­мирования научно-теоретического мышления может внести обучение  информатике, как оно должно быть для этого организовано, каким должно быть его содержание и методы обучения.

Надо отметить, что в психологической, педагогической, методической литературе проблеме развития школьников и студентов в процессе обучения информатике, формирование у них определенного стиля мышления, компьютерных и особенно информационных технологий уделяется не заслуженно мало внимания.