Н.А. Мохов,
преподаватель ГБПОУ "Михайловский
профессионально-педагогический колледж
имени В.В.Арнаутова"
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Задачи, решаемые технологией:
· развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;
· организация индивидуальной и групповой творческой работы обучаемых с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;
· увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;
· облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.
Необходимыми условиями для реализации технологии являются:
· наличие в колледже средств ИКТ и возможность использования их преподавателем-организатором ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;
· владение преподавателем-организатором ОБЖ основами информационно-коммуникационных технологий;
· развитая информационная среда образовательного учреждения;
· смена роли преподавателя-организатора с позиций транслятора знания на позицию консультанта;
· владение обучаемыми определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.
К ожидаемым результатам и последствиям можно отнести создание дополнительных возможностей использования проблемного метода обучения, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения, повышение интереса обучаемых к изучаемому предмету, и как итог – достижение 100% усвоения материала всеми обучаемыми.
ИКТ технология предлагает большое разнообразие содержания учебного процесса:
· видео и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПМП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Internet;
· материалы для тестового контроля;
· комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;
· включение в ход урока исторического и справочного материала;
· наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.
Применение средств ИКТ на уроках ОБЖ.
В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Обучаемыеявляются уверенными пользователями ПК, и поэтому преподавателю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.
IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности обучаемых, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу обучаемых. Студент, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Информационные технологи используются на разных этапах занятия.
Пример организации проверки выполнения домашнего задания.
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1. Мультимедиа технологии:
· презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
· презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
· презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
2. Раздаточный материал:
· тесты (Excel) (Word);
· карточки (Word);
· кроссворды (Excel);
· самостоятельные работы (Word);
· контрольные работы (Word).
Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ:
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами преподавателя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает преподаватель.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:
1. Мультимедиа технологии:
· презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить обучаемыхс объектом или явлением, процессом. Нами они используются на занятиях изучения ЧС природного и техногенного характера;
· видеофрагменты фильмов.
· презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint), слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
· изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
· коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
· видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
2. Компьютерные технологии:
· диаграммы (Excel) например, вычислить дневные энергозатраты обучаемого, составить диаграмму, проанализировать дневной рацион и сделать выводы соответственно;
· схемы (Excel) - составить схему действий при ЧС ;
· таблицы (Excel ) – «Инфекционные заболевания» .
Пример организации закрепления и систематизации знаний:
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце занятия проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:
1. мультимедиа технологии:
2. презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).
3. Мобильный класс:
· работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
· выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
3. Интернет-ресуры:
· для работы в группах.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии
1. мультимедиа технологии:
· презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
· презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях. «А ну-ка, парни!», «Русичи».
2. компьютерные технологии:
· стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher), буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
· брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word), плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
· открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
· анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы:
Дидактическая задача состоит в предоставлении обучаемымвозможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.
Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
· выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
· оформление портфолио проекта (Word);
· создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
Пример использования сети Интернет на уроках:
Возможности использования сети Интернет на занятиях ОБЖ заключаются в следующем:
Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям преподавателя;
2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на занятиях ОБЖ;
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности обучаемых.
Поиск информации:
Поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
• написание рефератов,
• сбор материала по теме,
• иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;
В настоящее время система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие быстрого обновления знаний, формировать потребность в непрерывном овладении знаниями, умениями и навыками в течение всей жизни.
Перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение электронного дистанционного образования на основе использования современных педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий.
Персональный сайт преподавателя-организатора http://mohov-obg.ru/ дает возможность обучаемым (студентам и сотрудникам колледжа) получить необходимый учебный материал, полезную информацию по вопросам безопасности жизнедеятельности, охране труда и технике безопасности, гражданской обороне, здоровому образу жизни и др. Перейдя по активной ссылке http://mppk.hol.es/ зарегистрировавшись обучаемые получают доступ к тестам и заданиям по курсу ОБЖ и БЖ. Выбрав соответствующую тему, выполняют задание и получаете соответствующую оценку.
Сеть ИнтернетSkypeпозволяет осуществлять видеоконтакт преподавателя и обучающегося в режимеon-line.
В период подготовки к празднованию 70-летия Победы студенты и сотрудники колледжа привлекались к работе с электронной базой данных на сайтах:
«Подвиг народа»- http: / / www.podvignaro-da.mil.ru/;
ОВДМемориал- http: //obd-memorial.ru/ .
Многие впервые получили достоверную информацию о своих близких родственниках участниках Великой Отечественной войны.
Используя ресурсы сайтов Министерства обороны: РФ www.stat.mil.ru, МЧС России: www.mchs.gov.ru/, ФСБ России: www.fsb.ru, МВД России : www.mvd.ru
обучаемые имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы по безопасности жизнедеятельности, провести виртуальные экскурсии, посмотреть видеоматериалы и др.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Занятия с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету, что немаловажно, потому что курс ОБЖ воспитывает культуру безопасного поведения, учит действовать в непредсказуемых ситуациях.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Литература
1. Р.И. Айзман, В.А. Королев Дистанционное обучение - возможность для непрерывного образования //Журнал ОБЖ, июнь 2012;
2. А.В. Хуторской Технология проектирования компетенций //Журнал ОБЖ март, 2014;
3. И.Р. ШаяхметовИКТ в военно-патриотическом воспитании //Журнал ОБЖ февраль, 2014.