Заикина И.В., Семёнова Е.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧ…

Заикина И.В., Семёнова Е.С.,   преподаватели ПЦК Информатики и ИКТ  ГБПОУ «Михайловский профессионально-педагогический колледж  им. В.В. Арнаутова»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Идея непрерывного образования предполагает развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни.Смысл ее заключается в создании условий для обеспечения каждому человеку постоянного развития и творческого обновления.

В наше стремительное, постоянно меняющееся время необходимо всегда идти в «ногу со временем»,  неустанно  совершенствоваться, быть «мобильным», уметь перестраиваться и постоянно учиться. Для того чтобы быть успешным, нельзя стоять на месте, необходимо постоянно идти вперёд. Современному специалисту, которого мы обучаем,  придётся работать на современном оборудовании, жить в современном мире.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества. Образование должно быть направлено в будущее, прежний девиз "Знания на всю жизнь" уступает место новому — "Знания через всю жизнь".

В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога.

Каковы же особенности преподавания дисциплины Информатика в условиях непрерывного образования на примере специальности 050146 Преподавание в начальных классах?

На первом курсе изучается дисциплина «Информатика  и ИКТ», на втором курсе  дисциплина  «Информатика и информационно-коммуникационные    технологии в профессиональной деятельности», на четвертом – дисциплины «Интернет и мультимедийные технологии в культурно-просветительской деятельности учителя» и «Информационные предметно-ориентированные образовательные среды», которые были введены в  этом учебном году.

На 1 курсе в разделе «Телекоммуникационные технологии» изучаются темы: «Технические и программные средства телекоммуникационных технологий», «Методы и средства создания и сопровождения сайта», «Сетевые информационные системы».

На 2 курсе в разделе «Использование ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности» изучаются темы: «Использование Интернет-технологий для самоорганизации и профессиональной деятельности», «Использование образовательных Интернет-ресурсов».

Дисциплины «Интернет и мультимедийные технологии в культурно-просветительской деятельности учителя» и «Информационные предметно-ориентированные образовательные среды», являются частью вариативной программы, изучаются на 4 курсе. Раздел «Интернет-технологии в деятельности учителя» включает темы: «Интернет - технологии в образовании», «Передача информации с помощью электронной почты». Раздел «Организация единого информационного пространства»включает темы: «Сетевые технологии и ресурсы в образовании», «Персональные страницы, сайты».     

Необходимость изучения данных разделов в дисциплинах обусловлена высокими требованиями к уровню ИКТ-компетентности, которым должен обладать педагог начальных классов в части применения Интернет и мультимедийных технологий для повышения качества профессиональной деятельности и соответствия результата современным требованиям информатизации образования и уровню развития общества.

Дисциплины направлены на непосредственное овладение будущим учителем конкретными навыками профессиональной деятельности по подготовке методических интерактивных материалов, применения Интернет для повышения профессиональной квалификации, организации исследовательской деятельности педагога.

На сегодняшний день непрерывное образование становится неотъемлемой частью жизни любого человека, а педагога тем более. Мы не только даем знания, но и помогаем находить пути дальнейшего развития и роста.

Кроме традиционных информационно-коммуникационных технологий обучающиеся знакомятся с применением ИКТ при организации учебной деятельности для:

·                   создания и ведения сетевых форм реализации образовательного процесса, например, создание и ведение педагогического сайта, электронного дневника, электронного журнала;

·                   реализации системы мониторинга знаний (тестовая оболочка MyTestX);

·                   работы в сетевых образовательных сообществах, например, «Открытый класс» (http://www.openclass.ru) или «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru), которые строятся и развиваются учителями и для учителей;

·                   осуществления непрерывного самообразования, например, Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru), Издательский дом «1 Сентября» (http://1september.ru),обучающая среда Moodle.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — система создания и управления курсами – свободно распространяемое программное обеспечение, разработанное на основе педагогических принципов, позволяет эффективно организовать дистанционный образовательный процесс.

Обучающая среда Moodle стала на сегодняшний день одной из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса непрерывного дистанционного образования. Важнейшими преимуществами среды являются бесплатность, открытость, мобильность, переносимость, расширяемость, широкая распространенность и т.д.

Особенно привлекателен этот подход по динамичным, быстро развивающимся дисциплинам, когда важно дать студентам не только некую каноническую классификацию объекта изучения, но и познакомить их с последними публикациями и свежими мнениями экспертов по изучаемому предмету, с новыми технологиями и прикладными программами. Использование Moodle позволяет широко использовать тренировочное тестирование, осуществлять предварительную сдачу контрольных и лабораторных работ. Кроме того, посредством форумов или личных сообщений студенты могут получить консультацию преподавателя по интересующим их вопросам. Такой подход очень удобен и для студентов, т.к. позволяет им значительно экономить время и силы, получать более индивидуальный подход при обучении.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский.

·                     Основной сайт проекта: http://moodle.org/.

·                     Сайт с русскоязычной документацией: http://docs.moodle.org/ru/.

Система дистанционного обучения Moodle содержит широкий выбор инструментов по созданию, улучшению и сопровождению курсов и их эффективности. В ней каждый преподаватель имеет возможность подобрать для своей дисциплины необходимые для него инструменты для организации учебного процесса.

В системе дистанционного образования Moodle имеется богатый набор модулей-составляющих для курсов: чат, опрос, форум, глоссарий, рабочая тетрадь (задание), урок (лекция), тест, анкета, ресурс (в виде текстовой или веб-страницы, или в виде каталога, архива, презентации, ссылки и др.)

К основным возможностям системы Moodle относятся:

·       Широкие возможности по размещению и актуализации учебно-методического обеспечения образовательного курса.

·       Инструментарий для дистанционного консультирования обучаемых посредством форумов.

·       Возможность регулярного мониторинга работы слушателей.

·       Широкое использование элемента курса «Задание», к которому студенты прикрепляют файлы с выполненной контрольной или курсовой работой.

·       Система может использоваться как для дистанционного, так и для очного обучения.

·       Система имеет простой и эффективный web-интерфейс.

·       Дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется.

·       Студенты могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты.

·       Поддерживаются различные структуры курсов: «календарный» - в виде списка тем, разбитых по конкретным датам обучения, «тематический» - в виде списка с пронумерованными темами.

·       Каждый курс может быть дополнительно защищен с помощью кодового слова.

·       Изменения, произошедшие в курсе со времени последнего входа пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса.

·       Почти все набираемые тексты могут редактироваться встроенным RichText редактором.

·       Все оценки (из Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и Заданий) могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла).

·       Доступен полный отчет по вхождению пользователя в систему и работе, с графиками и деталями работы над различными модулями.

·       Возможна настройка E-mail - рассылки новостей, форумов, оценок и комментариев преподавателей.

Система тестирования СДО Moodle обеспечивает наглядность представления материала о результатах тестирования, возможность формирования сводных отчетов, сопоставления итогов, использования графических инструментов для их визуализации.

Система дистанционного обучения Moodle располагает инструментом для контроля знаний, который обладает следующими функциональными возможностями:

·            Автоматический контроль результатов.

·            Возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов.

·            Обеспечение быстрой обратной связью.

·            Формирование протоколов-отчетов об выполненных заданиях, практических работах.

·            Для каждого задания преподаватель может создать свою шкалу оценок.

Нами был разработан дистанционный курс «Системы счисления», который включает 5 тем, в том числе контрольную работу, содержит разные ресурсы и тестовые задания.

Внедрение системы дистанционного обучения Moodle имеет множество плюсов:

·            высокое качество учебной информации, широкие возможности, комплексное воздействие;

·            постоянная обратная связь, сокращение рутинных действий;

·            отработка практических умений и навыков, широкий вычислительный эксперимент;

·            искусственный интеллект.

На своих уроках мы знакомим студентов с возможностями создания курса и возможностями обучения на таких курсах, чтобы, не покидая рабочего места, пройти курсовую подготовку или получить дополнительное образование дистанционно. Именно дистанционное образование, на наш взгляд, будет содействовать непрерывному образованию учителей.

Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в учебном процессе традиционной школы, колледжа и вуза.