Г.И. Василенко,

 магистр педагогики,

преподаватель  психолого – педагогических дисциплин

 ГБОУ СПО «Дубовский педагогический колледж»

ОСОБЕННОСТИ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС СПО

Профессиональная подготовка должна обеспечивать приобретение будущим специалистом профессионализма в широком смысле, т.е. быть ориентированной на овладение студентом не только общими и профессиональными компетенциями, развитие у него профессионального образа и стиля мышления, но и на становление и совершенствование профессионально значимых личностных качеств. Профессии в сфере «человек – человек» относятся к тем видам профессиональной деятельности, где часто не специальные знания и навыки, а личностные качества работника во многом определяют ее успешность и эффективность.

В настоящее время одной из главных характеристик профессиональной подготовки специалистов является активизация самостоятельной работы студентов. В условиях реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования  самостоятельная работа становится не просто формой образовательного процесса, а должна стать его основой, способом формирования профессиональной самостоятельности, готовности к самообразованию и непрерывному обучению в условиях быстрой обновляемости знаний, эффективным средством развития профессионально значимых качеств личности специалиста.

Сегодня не вызывает сомнения значение самостоятельной работы как важного фактора развития учебно-познавательной деятельности  студентов, тогда как возможности самостоятельной работы как средства совершенствования профессионально значимых качеств личности будущих специалистов недостаточно изучены. Поэтому главной задачей организаторов процесса подготовки специалистов является объединение усилий в системном решении этих задач.

Самостоятельная работа студентов – это планируемая индивидуальная или коллективная учебная и научная работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под методическим и научным руководством и контролем со стороны преподавателя. Самостоятельная работа рассматривается как высшая форма учебной деятельности, которая носит интегральный характер и, по сути, есть форма самообразования.

Пичкова Л.С. отмечает, что эффект от самостоятельной работы можно получить только в том случае, когда она организуется в образовательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы и направления профессиональной подготовки [1, с. 141].

Для успешной организации самостоятельной работы в учреждении профессионального образования необходимо наличие определенных объективных и субъективных условий. К объективным условиям следует отнести:

Во-первых, материально-техническое обеспечение, предполагающее наличие необходимого аудиторного фонда, включая профильные кабинеты и читальные залы, и высокий уровень оснащенности аудиторий мультимедийным оборудованием.

Во-вторых, учебно-методическое и информационное обеспечение, включающее необходимое количество учебной литературы, учебно-методических комплексов, учебных материалов на электронных носителях, большой набор вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению в режиме индивидуальной самостоятельной работы, наличие специальных периодических изданий.

В - третьих, уровень кадрового обеспечения, выражающийся в наличии высококвалифицированных педагогов.

Субъективные условия организации самостоятельной работы зависят, прежде всего, от готовности субъектов учебно-воспитательного процесса к саморазвитию и участию к внедрению в процесс профессиональной подготовки инновационных содержания и технологий.   

Созданию условий для принятия будущими специалистами субъектной позиции в процессе овладения профессией и развития профессионально значимых качеств личности способствует демократический тип отношений преподавателей и студентов, базирующийся на сотрудничестве, совместном творчестве и на взаимной помощи. Такой подход дает возможность личности максимально реализовать свои интеллектуальные и личностные потенциалы и научиться работать в коллективе (команде). Успех от индивидуальной и совместной деятельности студентов во многом зависит от выбора оптимальных форм и видов занятий для организации самостоятельной работы.

Оптимальная организация самостоятельной работы должна представлять единство взаимосвязанных видов и форм:аудиторная самостоятельная работа;внеаудиторная самостоятельная работа; самостоятельная работа, выполняемая студентами в период   производственной практики; самостоятельная работа, осуществляемая будущими специалистами в процессе выполнения учебных исследований (курсового и дипломного проектирования).

Самостоятельная работа может и должна стать основой образовательного процесса, фактором формирования профессионально значимых качеств личности будущего специалиста. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Литература

1.  Пичкова Л.С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально-значимых компетенций / Л.С. Пичкова // Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации, Материалы конференции. МГИМО (У) МИД РФ. - М.: МГИМО-Университет, 2008. – С.140 -142.