В.Л. Солуянова, преподаватель ГБОУ СПО «Волгоградский педагогический колледж» САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Самостоятельная работа студентов колледжа является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование знаний, умений и навыков, и в дальнейшем обеспечивается усвоение обучающихся приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе, реализуемые в условиях непрерывного образования, и, в конечном итоге, способность решать практические профессиональные задачи. Только активная самостоятельная деятельность дает эффективные результаты по усвоению обучающихся содержания дисциплины. Методы развивающего обучения предусматривают разные виды самостоятельной работы обучающихся: аудиторной и внеаудиторной, под руководством преподавателя и без его участия. Самостоятельная работа является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний в условиях непрерывного образования. При изучении специальных дисциплин самостоятельная работа приобретает особую актуальность, поскольку стимулирует обучающихся к работе со специальной научно-методической литературой, вырабатывает навыки принятия самостоятельных решений, создает базу для дальнейшего совершенствования в образовании. Интенсификация самостоятельной деятельности студентов колледжа на лекциях требует от преподавателя не только высокой квалификации лектора, но и глубоких дидактических знаний. Современные образовательные методики, предполагающие включение самостоятельной образовательной деятельности учащихся, интенсифицируют не только деятельность преподавателя, но и обучающихся. Непременным условием интенсификации самостоятельной работы является ее выраженный творческий характер, направленный на индивидуальное решение нетрадиционных задач. При правильной организации самостоятельной деятельности студентов колледжа процесс обучения перестает быть пассивным, а обучающиеся большую часть материала усваивают в аудитории, причём в процессе самостоятельной работы развиваются профессионально важные качества, в том числе и профессиональное педагогическое мышление. Актуальность развития именно профессионального педагогического мышления, в свою очередь, обусловлена обострением противоречия между уровнем практической подготовки будущих специалистов и объективными потребностями совершенствования педагогического образования. В связи с этим, важной задачей профессионального образования на современном этапе является формирование профессионального педагогического мышления будущего педагога как существенной предпосылки для дальнейшей успешной деятельности и продолжения профессионального образования. Самостоятельная работа студентов педагогического колледжа подразумевает многообразные виды учебной деятельности, осуществляемой без непосредственного участия педагога. Продуманная организация самостоятельной работы обучающихся позволяет решать следующие задачи: развить творческую активность, наблюдательность, логическое мышление; привить культуру умственного и физического труда, учить самостоятельно трудиться, продуктивно и с интересом стремиться к достижению поставленной цели; готовить к совершенствованию в выбранной профессии после окончания колледжа, а также данный вид деятельности играет решающую роль в формировании личности будущего специалиста, являясь необходимым условием развития его потенциальных возможностей выполнения творческой деятельности. При этом самостоятельная работа должна обеспечить не только усвоение обучающихся знаний, но и помочь формированию навыков самостоятельного их приобретения. В настоящее время перед педагогами и исследователями в рамках организации самостоятельной работы стоят задачи по разработке такой системы обучения, при которой у обучающихся появится интерес к самостоятельному добыванию знаний, к самостоятельному решению нестандартных задач, что позволит формировать также и профессиональное педагогическое мышление. Решить данные задачи становиться возможным путем обдуманного подбора методов обучения, при которых обучающиеся включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Формирование способности к осуществлению самостоятельной работы зависит от совместных действий педагогов и обучающихся, от осознания ими особенностей этой работы как специфической формы учебной деятельности. Для создания необходимых условий формирования самостоятельной учебной деятельности у студентов педагогического колледжа нами были выбраны активные методы обучения – деловые игры. Учебная деловая игра в системе подготовки обучающихся педагогического колледжа к самостоятельной деятельности – это активная деятельность по имитационному моделированию системы организации самостоятельной работы и ее подсистем и игровому моделированию будущей профессиональной деятельности выпускников педагогических колледжей в этих системах. Имитационное моделирование организации самостоятельной образовательной деятельности обучающихся - это процесс конструирования модели реальной системы организации этой самостоятельной деятельности с учетом постановки и решения профессиональных задач путем имитации конкретной педагогической деятельности с вытекающей отсюда четкой системой знаний, умений, навыков, черт творческой личности обучающегося-исследователя, которую должна обеспечивать подготовка в педагогическом колледже. Нами была проведена учебная деловая игра «Самостоятельная образовательная деятельность обучающихся педагогического колледжа». При разработке структуры имитационной модели организации самостоятельной образовательной деятельности учащихся большое внимание уделялось отражению реальной ситуации и возможно более полной имитации объекта действительности. Эффективность использования такой сложной формы обучения, как деловая игра, определяется четкостью выбора целей ее применения, которые представляют первый важный шаг в разработке игровой модели. Это положение согласуется как с общедидактическими требованиями, так и с практикой педагогов-разработчиков конкретных игр. На основе анализа результатов применения учебной деловой игры были сделаны следующие выводы: 1. Для улучшения организации качества самостоятельной работы необходимо определить мотив для занятия последней. 2. Следует применять широкий репертуар педагогических воздействий, активизирующих самостоятельную деятельность студентов. 3. Работа должна быть рассчитана с учетом базы актуальных научных психолого-педагогических проблем. 4. Студент должен почувствовать, что результатом его работы будет отработка навыков системного мышления, необходимого ему в дальнейшей педагогической практике. 5.Большое значение имеет установка на творческое восприятие излагаемых задач. 6. Необходимо позаботиться о санитарно-гигиенических условиях организации самостоятельной образовательной деятельности. 7. От педагога требуется владеть умением создавать психологически комфортные условия, в которых студенты будут высказывать новые идеи различной направленности. 8. Следует также позаботиться об организации текущего контроля за данным видом деятельности студентов. 9. Необходимо в целях стимулирования подчеркивать профессиональную значимость решаемых психолого-педагогических проблем и задач. Таким образом, уровень и качество организации самостоятельной работы студентов зависят от целого ряда факторов, начиная от интересов студента и личности самого преподавателя и заканчивая объективными моментами (санитарно-гигиенические условия и организация процесса обучения). Кроме того, познавательная самостоятельность определяется уровнем сформированности научных методов и приемов познания. Поэтому совершенствование организации самостоятельной работы студентов в условиях непрерывного образования связано с повышением уровня познавательной самостоятельности через введение активных методов и приемов обучения в качестве обязательных элементов усвоения наряду с традиционными знаниями, умениями и навыками. Литература 1. Змиевская Е.В. Учебная деловая игра в организации самостоятельеной работы студентов педагогических вузов. : Автореф. … канд. пед. наук. – М., 2003. 2. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб.: Алетейя, 2010. 3. Кравец В.Н. Организация и контроль самостоятельной работы студентов. - Н. Новгород, 2003. 4. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России. -2000.- №1. 5. Папкова М.Д., Носков В.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов на старших курсах. - Н.Новгород, 2002. 6. Самостоятельная работа студентов //Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО. Вып. 9. – М., 2003. 7. Селевко Г.С. Современные образовательные технологии. – М., 2000. |