den otkrytyh dverey042024

В.Г. Янкина,

 Преподаватель ГБОУ СПО

 «Михайловский профессионально-педагогический колледж»

ГЕРОИКО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ИСТОРИКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский

  Развивающееся мировые процессы глобализации и информатизации, открытость России мировому сообществу обуславливают пристальное внимание ученых к исследованию вопросов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен, так как без передачи общественно исторического опыта от поколения к поколению, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения, сохранения и обогащения культуры невозможно развитие цивилизации.

          В настоящее время в общей системе воспитания граждан приоритетным является патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Наш колледж -  не исключение. Одним из направлений воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание, которое реализуется не только на внеклассных мероприятиях, но и в ходе изучения профессиональных дисциплин.

  Актуальность проблемы формирования патриотизма устанавливается тем, что в условиях роста национального самосознания, современная педагогическая наука и практика все чаще обращается к историческим памятникам, традициям, культуре родного края как средствам воспитания подрастающего поколения в современных социально – политических условиях. В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего края представляется не только необходимым, но и очень  важным, так как  это позволяет обратиться, прежде всего, к повседневности, к близкой  для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений,  предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной. Краеведение является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры человека  и всего общества. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Краеведение разнообразно и многолико, так как охватывает все отрасли знаний.  

Являясь преподавателем юридических дисциплин и классным руководителем группы, мною также ведется работа по патриотическому воспитанию студентов, где особое внимание уделяется истории родного города Михайловки и других населенных пунктов, откуда родом наши студенты. В своей  учебно-воспитательной  работе по воспитанию патриотизма я опираюсь на  учащихся 15-18 лет. В этот период времени студент, проходя путь через внутренний конфликт с самим собой и другими, обретает чувство самостоятельности и ответственности.

В ходе работы решаются следующие задачи:

1) специальные:

- познавательные: вооружение студентов основами знаний о родном крае;

- практические: формирование навыков исследовательской работы.

2) общепредметные:

- развитие логического мышления;

- обучение студентов самостоятельно выполнять задания;

- формирование навыков работы с документами, книгами, справочной литературой;

- развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.

В целом краеведческая работа осуществляется по ряду направлений:

- историческое краеведение; Например, студенты группы на 1 курсе подготавливали проекты «Моя малая Родина», рассказывая на классных часах об истории  и жизни своей глубинки. На уроках мужества, посвященных Сталинградской битве, 9 мая, Дню памяти воинов интернационалистов студенты, предварительно проведя исследовательскую работу, знакомили нас с людьми родного края, являющихся ветеранами ВОВ и других боевых действий;

- естественнонаучное краеведение (географическое и экологическое); в рамках данного направления студенты работают в процессе изучения дисциплины основы экологического права на втором курсе.Например, в рамках самостоятельной работы по теме «Экологические права и обязанности граждан», студентам предлагается доказать как в их родном городе/селе соблюдается право граждан на благоприятную окружающую среду, где следует учесть какие условия созданы человеком, какие природные ландшафты и т.д. Тема «Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды» предусматривает защиту проекта, по которому необходимо разработать мероприятие по охране окружающей среды.

 - этнокультурное и социологодемографическое краеведение предполагает выполнение и защиту практической работы при изучении МДК 1.1. «Право социального обеспечения»; студентам необходимо исследовать социально-демографическую ситуацию своего дома, улицы, микрорайона и указать на какое социальное обеспечения имеют право граждане и как им реализовать данное право.

- музейное и экскурсионное краеведение полагает изучение родного края во время подготовки и проведения самостоятельных экскурсий или участие в плановых экскурсиях, в том числе заочных экскурсий путем подготовки фотопрезентаций своего края;

- семейное краеведение реализуется на классных часах и родительских собраниях путем проведения круглых столов, праздников, например проводится беседа по теме «Забота о родителях – дело совести каждого», поздравление мам с Днем матери «Я буду любить тебя вечно…», проведение классного часа по теме «Семейные традиции» и т.д.

Важнейшим принципом работы стал принцип ориентации подростка на Отечество как на ценность, поскольку именно сегодня чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Переосмысливается судьба изменившегося Отечества, его прошлое, настоящее, будущее. Поэтому наша задача - воспитать у студентов не просто любовь к Родине, а показать значимость бесспорных ценностей – семьи, отчего дома, колледжа, улицы, поселка, в котором живешь. Эта задача решается в нашем образовательном учреждении, в том числе посредством краеведения.

Литература

1.                                  Арапов А. А., Воспитать патриотов. Книга для учителя. - М: Просвещение, 1989.

2.                                   Арутюнян Ю. В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. -М.: Ас­пект-Пресс, 1999. 

3.                                  Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000..

4.                Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

5.                План учебно-воспитательной работы ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж» на 2013-2014 гг.