А.Ю. Яковенко,
преподаватель ГБОУ СПО
«Михайловский профессионально-педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО- КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМОНЕНТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
В эпоху глобальных информационных компьютерных технологий знания, умения и навыки, связанные с обработкой информации, грамотным и своевременным использованием персонального компьютера, приобретают все большую важность для современного человека. Формирование этих знаний, умений и навыков становится одной из главных задач профессионального образования.
Однако не следует забывать, что научить учащихся использовать возможности компьютера, в совершенстве владеть ими не самая главная задача учебного заведения. Важнейшей задачей современного образования была и остается задача нравственного и патриотического воспитания учащихся.
Великий мыслитель И.А. Ильин замечает: "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов: оно развязывает и поощряет в человеке "волка" ". Поэтому необходимо сделать компьютер союзником в воспитании и творческом развитии человека. В современном мире предмет "Информатика", обогащенный шедеврами мирового искусства, литературы, музыки, с огромными мультимедийными возможностями персонального компьютера сможет внести существенный вклад в дело нравственного и патриотического воспитания учащихся. Необходимо использовать желание учащихся изучать компьютер и прикладные науки, закладывая при этом кроме необходимых технических и практических знаний, приобщая учащихся к культурным традициям, истории, нравственным основам.
Таким образом, перед учителем информатики встают следующие задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
4. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
5. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
7. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Для решения поставленных задач необходимо использовать различные формы и методы преподавания информатики и ИКТ.
Творческие проекты – вот, пожалуй, главный элемент, который мне хочется выделить в этом направлении. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуется интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Работая в тесном сотрудничестве с учителями истории, литературы, географии можно создавать совместные проекты. Предметники отвечают за содержательную составляющую проекта, информатики за поиск и обработку информации, а также за должный уровень оформления результатов работы. Так появились интерактивные проекты, посвященные различным страницам в истории нашей страны, и в истории родного края.
Информатика - наука об информации, а именно: о получении, о хранении, о преобразовании, о передаче, об использовании её. Музей - учреждение, занимающееся собиранием, хранением, выставкой для обозрения чего-нибудь. Так пришла идея об интеграции в работе с информацией музея колледжа и информатики, появилась электронная экскурсия.
В процессе работы над проектом учащиеся обрабатывали материал, хранящийся в школьном музее, поддерживали тесную связь с руководителями музея, искали дополнительную информацию в Интернете, работали с Интернет источниками. Параллельно они изучали возможности и методы работы в среде Power Point (пакет программ MS. Office 2003 и 2007). Знакомились с правилами оформления и стандартами, учились накладывать звук, настраивать смену слайдов, добавлять анимацию.
При изучении информатики можно предоставлять учащимся задачи с содержанием материалов по истории, краеведению. Например, использование краеведческого материала на уроке информатики, в разделе «Алгоритмизация и программирование» позволяет решать задачи практического содержания. Учащиеся, помимо знаний по программированию, знакомятся с различными аспектами жизни области, ее историей. В задачах используется разнообразный материал, отражающий особенности Волгоградской области: географическое положение и климат, фауна и флора, богатства недр и различные виды промышленности и сельского хозяйства.
В план проведения практических работ, при изучении данного раздела, помимо разработки алгоритмов и программ, необходимо включать задания по анализу результатов работы алгоритмов и программ, а также формулировке условий задач на их основе. Особенно важно на начальной стадии изучения темы «Алгоритмизация и программирование» осуществлять ручную трассировку алгоритма, что поможет учащимся «почувствовать» процесс исполнения, увидеть свои ошибки, допущенные в алгоритме.
Образцы заданий.
1. Составьте алгоритм решения следующей задачи. Официальная закладка города Волгограда произошла в 1589 году. Сколько лет будет городу в Х - вом году?
2. Общая протяженность рек Волги и и Медведицы Х километров. Причем Медведица на Y километров короче Волги. Найти длину каждой реки. Решите задачу для X=486, Y=366.
3. Расстояние от Михайловки до Волгограда 190 км по автодороге. Из Михайловки вышел пассажирский автобус, скорость которого X км/час. Через 30 минут после выхода пассажирского автобуса из Михайловки отправляется автобус- газель, скорость которого в 1,2 раза больше скорости пассажирского автобуса. Определить, на каком расстоянии от Волгограда газель догонит пассажирский автобус.
При изучении раздела «Моделирование и формализация» задания для учащихся могут иметь следующий вид:
1. Используя указанные объекты, осуществите системный анализ и создайте информационную модель (административное устройство) нашего региона.
Города |
Муниципальные районы |
||
· Волжский · Камышин · Фролово · Урюпинск |
· Еланский |
· Клетский |
2. С помощью графического редактора осуществите моделирование топографической карты (плана местности) Михайловского района.
Варианты заданий при изучении темы «Построение диаграмм различного вида». Учащимся рассказывается о героизме жителей блокадного Ленинграда, которые в условиях блокады, холода и голода помогали фронту. После этого предлагается такая задача.
«Во время Великой Отечественной войны основные усилия рабочих работников тыла были переключены на обеспечение нужд танкового, артиллерийского, боеприпасного и других производств, обеспечивавших действующие войска. Так блокадный Ленинград оставался главным судостроительным центром страны. За годы войны судостроители дали Военно-морскому флоту новые образцы 54-х подводных лодок, 2-х крейсеров, 19-ти эскадренных миноносцев, 38-ми тральщиков. Постройте различные виды диаграмм распределения новых образцов военно-морской техники.»
Варианты заданий при изучении темы « Действия наддесятичными дробями».
Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.
I. (4 × 2,115 + 8,4 : 0,8) × 100 II. ( 30,37: 0,5 – 5,125 × 8) × 100
(1896 г. – год рождения) (1974 г. – год смерти)
Использование историко- краеведческого компонента на уроках информатики и ИКТ способствует воспитанию гражданственности. Пробудить чувство гордости за свою «малую родину» можно через сюжеты задач. Формирование гражданских качеств учащихся на уроках информатики и ИКТ происходит и благодаря использованию активных методов обучения.
К работе по составлению подобных задач я в своей практике привлекаю самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
Работа по воспитанию в процессе обучения информатике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при составлении алгоритмов решения задач, в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам. За время обучения в колледже учащийся не только овладевает навыками профессиональной деятельности, но и формируется как Человек, Личность, Гражданин.
Следует помнить, что нравственность, гражданственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль. Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя — будущее.
Литература
1. Андреева, В.Ю. Модель формирования информационной культуры учащегося педагогического училища (колледжа). Информатика - исследования и инновации / В.Ю. Андреева / -Выпуск 2. 1999.- с. 35-40.
2. Андреева, В.Ю. Принципы развивающего обучения в подготовке студентов педагогических колледжей по информатике /В.Ю. Андреева / - В сб. "Образовательные технологии" под ред. В.В. Лаптева. 2000. - с. 44.
3. Ахматов, А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование / А.Ф. Ахматов / - 2003. – Педагогика, №3.
4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
6. Вырщиков А. Н., Бирюков А. А. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика / Волгоград: Панорама, 2008.- 768 с
7. Ермолаев, О.Ю., Марютина, Т.М. Индивидуальность школьника и компьютеры \ О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина \ - 1990.- Издательство "Знание", М..
8. Паттурина, Н. Общение учителя и учеников на уроках информатики / Н. Паттурина / - 1991. - Информатика и образование, № 5.
9. Феофанов, С. Компьютеры в обучении: учит ли история? / С. Феофанов / - 1991. - Информатика и образование, № 3.