Шурыгина Г.Н. Формирование представлений о защитниках отечества – основа героико - патриотического воспитания старших дошкольников

Г.Н. Шурыгина,

воспитатель

МКДОУ Новониколаевский детский сад №2 «Чебурашка»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗАЩИТНИКАХ ОТЕЧЕСТВА – ОСНОВА  ГЕРОИКО-ПАРИОТИЧЕСКГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами.  В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его  содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Человеку многое в жизни дорого. Но есть то, без чего жить нельзя – семья, родители, Родина. Родина для каждого из нас – что-то особенное и, вместе с тем, она у нас одна. С детства мы слышим, что Родину надо охранять, защищать. А что знают наши дети об отважных защитниках Родины всех времен?

Многие из нас помнят, как ещё в 80-е годы семья гордилась близкими,   служившими в армии, бережно хранила фотографии разных поколений, военную форму.  За последние 10-15 лет изменились и кумиры детей. Место бесстрашного защитника-солдата  заняли другие герои: человек-паук, бэтмен, супермен и прочие. Их дети видят везде: на экранах телевизоров, в журналах и детских книгах, на одежде, в магазинах на полках с игрушками. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, считает нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. В молодых семьях не считается важным воспитание патриотизма и вызывает у родителей недоумение. Если не патриотичны родители, то нельзя вырастить патриота. Поэтому, считаю, что формировать представления о защитниках Отечества необходимо в тесном взаимодействии с семьей.

В преамбуле Федерального закона от 21.07.2005 № 98-Ф3 говорится: «История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти»[8].

Работа по патриотическому воспитанию старших дошкольников должна вестись систематически, планомерно  и в разных видах деятельности. В соответствии с установленным  Федеральным законом «О днях воинской славы России» разработала систему мероприятий  по ознакомлению детей с защитниками Отечества.

В своей работе использовала наиболее интересные и результативные формы  занятия, экскурсии, развлечения, прогулки, которые побуждали детей к различной деятельности (игровой, продуктивной и др.). На занятиях по данной теме  применяла один из основных методов - рассказ воспитателя, который сопровождала наглядным материалом, а  в процессе рассказа обращалась к детям с теми или иными вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать интерес.

 Знакомить дошкольников с понятием защитник Отечества начала с рассказов   о народных героях-богатырях Илье Муромце, Никите Кожемяка, Добрыни Никитиче, Алёше Поповиче, Садко. На этом этапе разучивали русские народные подвижные игры, пословицы, поговорки, дразнилки, рассматривали иллюстрации с изображением былинных богатырей.  Через решение проблемных вопросов дети более полно воспринимали подвиги бесстрашных и могучих воинов, верных защитников земли русской. На примерах подвигов знаменитых исторических личностей таких, как Александр Невский, Д. Донской, К. Минин и Д. Пожарский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, воспитывала в детях терпение, доброту, уважение к русскому воину, готовность встать на защиту Родины, отдать за неё жизнь.  Рассматривая картины и иллюстрации разных исторических событий, обращала внимание на то, как изменялось военное снаряжение воина.Для усиления впечатлений детей  использовала произведения изобразительного искусства, поэтическое слово, музыку. И далекое прошлое оживало, становилось ближе, понятнее, эмоционально значимее для детей.

          Следующая тема по героико-патриотическому воспитанию дошкольников была  посвящена событиям Великой Отечественной войны.  Через беседы дети узнали о том, как огромная фашистская армия без объявления войны вторглась на территорию России, познакомились с некоторыми событиями, произошедшие во время Великой Отечественной войны: битвами под Москвой и Сталинградом, блокадой Ленинграда.   Обратив внимание на то, что у старших дошкольников отсутствуют знания об освобождении родного города Сталинграда – Волгограда от немецко-фашистских захватчиков, об участии членов семьи старшего поколения и земляков, был разработан проект  «Бессмертен подвиг Сталинграда». В преддверии дня Победы под Сталинградом познакомила детей с защитниками Волжской земли, которые проявили невиданный героизм: В.Г. Зайцев, И.С. Рачков, З. Маресева, В. Землянский, М. Путилов, Я. Ф. Павлов и др.  В тесной взаимосвязи с родителями была проведена поисковая работа о близких родственниках, которые были участниками сражения на Волге. Прикосновение к истории своей семьи, к истории малой Родины вызвали у детей сильные эмоции, заставляющие сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Провела цикл бесед «Великая битва»,  «Солдаты идут в бой»,   «Юные герои Сталинграда»,  «Награды находят героев». В процессе  работы над проектом раскрыла понятия: дом – памятник, улица – памятник, дерево – памятник.  Очень увлекательно прошла экскурсия в краеведческий музей, здесь дети могли ощутить себя воином - солдатом, примерив, шинель, каску, пилотку, ремень, подержав в руках  котелок, ложку. Работники музея  рассказали о земляках участниках Сталинградской битвы: З. С. Зотова, И. П. Литвинов, И. С. Винокуров, В. В. Матасов, В. Г. Невская, Г. В. Кондаков, В. С. Назаровым.  Используя информационно-коммуникативные технологии, вместе с детьми  совершили виртуальные  экскурсии по Мамаеву Кургану, по памятным местам города Волгограда. Результатом проекта стала музыкально-литературная композиция «Поклонимся великим тем годам». На которой прозвучали песни  «На Мамаевом кургане тишина», «Прадедушка мой», исполнены танцы под мелодию песен «Шли солдаты на войну», «Сталинградский вальс», представлены мини-рассказы о героях Сталинградской битвы, под тихое звучание музыки исполнена инсценировка «Письмо с фронта»,  показана фото - презентация «Поклонимся великим тем годам».  Дети и родители, взявшись за руки,   исполнили песни военных лет. В конце праздника дети подарили всем присутствующим памятные сувениры.

По личному опыту работы можно сказать, что в ходе патриотического воспитания нельзя приуменьшать роль родителей. С их помощью был  собран богатый материал: мини-библиотека, фонотека с музыкальными произведениями военных лет, были оформлены тематические выставки. Взаимодействуя с родителями, использовала следующие формы работы: консультации, тематические выставки, фото презентации, создание альбомов, совместные праздники и экскурсии, дни открытых дверей.

Конечно, вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьёзной, вдумчивой работы. Но она необходима, так как создаёт благоприятные условия для воспитания у дошкольников любви к Родине и её защитникам. Знакомя с историческим прошлым, мы приобщаем детей к культуре и искусству родной страны. Мы взрослые должны передать нашим детям память о былых временах. Без прошлого нет будущего!

Литература

1. Федеральный закон от 27.07. 2005 №98 – ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»

2. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., «Система патриотического воспитания в ДОУ» -   Волгоград, «Учитель» , 2007г.

3. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». – М.: ЦГЛ, 2008 г.

4. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.: Просвещение, 2004 г.
5. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А.  «Родной край»  - М.: Просвещение,1990г.  

6. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы». – М.: Просвещение, 2008 г.
7. Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках отечества». – М.: Творческий центр, 2006 г.

8. Лосева Л. В., Корепанова М. В., Яценко А. М. «Моя Родина Волгоград» . – 2009 г.