Шумара М.С. Военно - патриотическое воспитание и подготовка учащейся молодежи к защите отечества на уроках физической культуры

М.С. Шумара,

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №7

ВОЕННО-ПАРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Известно, что обеспечение готовности к защите Отечества и военной службе начинается и осуществляется задолго до призыва в Вооруженные силы.

В начале 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации была принята Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Наиболее важными в этом документе являются следующие моменты:

- развернутый, отражающий реальное состояние дел анализ состояния подготовки граждан, прежде всего молодежи допризывного возраста, к военной службе;

- вывод о том, что уровень подготовки является очень низким и не отвечает современным требованиям;

- основное внимание в процессе формирования готовности, соответствующей предъявляемым требованиям, следует уделять укреплению здоровья и физическому развитию, в меньшей степени – психологической подготовке, обеспечению должного образовательного уровня, а также военно-патриотическому воспитанию;

- игнорирование нравственности, а тем более духовности, не только как составляющих готовности, но хотя бы в качестве ее вспомогательных элементов.

На современном этапе развития общества одной из основных задач государственной политики в области образования является воспитание «…взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности….» [3, с.4].

Принятые в 2012 г. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования четко прописывают личностные характеристики выпускника и акцентируют внимание на необходимости формирования российской гражданской идентичности обучающихся, овладение ими… культурой разнообразия и языкового наследия [2, с.2].

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан, воспитание у них готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Анализ содержания учебных предметов и уже имеющийся педагогический опыт многих учителей-предметников позволяют утверждать, что любой учебный предмет, хоть и в разной степени, способен решать воспитательные задачи патриотического и военно-патриотического характера.

Многие задачи военно-патриотического воспитания могут успешно решаться на уроках физической культуры, так как занятия физической культурой и спортом прочно связаны с подготовкой будущих воинов к защите Родины в составе Вооруженных сил. В условиях воинского быта, при выполнении боевых задач от бывших школьников требуются такие физические и волевые усилия, к которым они нередко оказываются недостаточно подготовленными. Это приводит к неуверенности, боязни и другим отрицательным явлениям у молодых воинов.

Моральная и психологическая устойчивость, высокая физическая выносливость, хорошая координация движений могут быть выработаны на уроках физической культуры особенно за счет повышения роли военно-прикладных упражнений: гимнастических упражнениях на снарядах, преодоления препятствий и длительного бега по пересеченной местности. При этом внимание учащихся постоянно обращается на то, что физическая закалка и мастерство позволяли защитникам Отечества выполнять ответственные и опасные задания во время боевых действий и оставаться в живых, что и в мирное время армейские нагрузки остаются трудными и сложными. Эти утверждения должны наглядно иллюстрироваться выразительными примерами из боевой и обычной жизни российской армии.

Особенностью физического воспитания в школе является то, что здесь наряду с решением общих задач физического развития школьников должна осуществляться и их предварительная физическая подготовка, отвечающая требованиям современных Вооруженных Сил.

В системе военно-патриотического воспитания учащихся школы много различных мероприятий, проводимых в течение учебного года: физкультурно-спортивные праздники, смотры песни и строя, военизированные эстафеты.

Участие в военно-спортивных играх, конкурсах и соревнованиях вырабатывают у школьников силу и выносливость, настойчивость в достижении цели, умение переносить трудности, развивают координацию движений, закаляют волю. Все эти качества, умения и навыки позволят им в будущем стать настоящими, надежными защитниками своей Родины.

Условия игры требуют от всех ее участников конкретных умений и навыков, проявления находчивости, смелости, физических усилий. Здесь результат коллектива зависит от действий каждого.

Коллектив является той средой, в которой формируется личность. Воспитываются и закрепляются такие ценные нравственные качества, как умение сочетать личные интересы с общественными, дружба, товарищество, взаимопомощь.

Систематические занятия физическими упражнениями вырабатывают у учащихся привычку к физическим и волевым усилиям. Преодоление посильных трудностей способствует формированию важных личностных качеств: целеустремленности,  выдержанности, смелости, решительности, уверенности в своих силах.

В качестве примера предлагаю спортивную игру «Вперед, мальчишки!», проведенную в 7 «А» классе МБОУ СОШ № 7 г. Михайловки (см. приложение).

Результативность реализации основных направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания измеряется степенью готовности и стремлением детей и молодежи к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело служения Отечеству, особенно в Вооруженных силах.

Духовно-нравственное, патриотическое и военно-патриотическое воспитание детей и молодежи является залогом построения и развития жизнеспособного, социально устойчивого и динамично развивающегося цивилизованного правового государства, обеспечения национальной и военной безопасности страны.

Литература

1.    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795) // http//nwww.garant.ru/product/ipo/prime/doc/99483/#review.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // http//standart.edu.ru.

3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ.

Приложение

Весёлые  старты  «Вперёд, мальчишки!»

Программа:

Ведущий:Сегодня проводим «Весёлые старты», посвящённые празднику «День защитника Отечества», 23 февраля. В этой игре будьте честными, мужественными, смелыми. Учитесь трудолюбию, преданности спорту у наших выдающихся спортсменов. Но даже если вы не станете знаменитыми чемпионами, закалка, полученная вами, поможет лучше учиться, бороться и преодолевать трудности, вырасти крепкими, стойкими и преданными Отечеству людьми! Кто останется самым быстрым, смелым и ловким – это мы узнаем в ходе соревнований.

          По плечу победа смелым,

                                             Ждет того большой успех,

                                             Кто, не дрогнув, если нужно,

                                             Вступит в бой один за всех.

                                             Пусть жюри весь ход сраженья

                                             Без промашки проследит.

                                             Кто окажется дружнее,

                                             Тот в бою и победит.

Правила турнира:

1.                Играем не ради корысти, а ради удовольствия – своего и других.

2.                Играем честно. Даже если обидно, что проигрываешь - всё равно не обманывай своих товарищей и не злись.

3.                Будь стойким, не унывай при неудаче и не злорадствуй.

4.                Если выиграл – радуйся, но не злорадствуй.

5.                 Не упрекай друзей за промахи, поправь всё своими успехами.

6.                Сохраняй спокойствие независимо от исхода игры.

Конкурсы

1. «Марш-бросок». Перед каждой командой лежит 3 набивных мяча. По сигналу первый участник берёт все мячи и бежит до поворота и обратно, передаёт мячи следующему и становится в конец колонны.

2. «Ловкий пограничник». Инвентарь: мешочки для каждого, маты, обручи на команду, каска. По сигналу первый берёт мешочек, бежит к мячу, ложится на него и выполняет бросок в обруч, у кого больше окажется «гранат» в обруче, тот и выиграл. При равном количестве «гранат» учитывается время.

3. «Болото». Инвентарь: по 2 дощечки на команду, ориентиры. По сигналу каждый участник команды перебирается «с кочки – на кочки» не падая в «болото», до ориентира, возвращается бегом, передавая дощечки следующему.

4. «На привале».Каждая команда получает вопросы викторины и пытается ответить на них за минуту.

 1) Кто сказал: «Тяжело в ученье, легко в бою?»  (А.В.Суворов)

 2) Кто такой «боец невидимого фронта»?   (Разведчик)

 3) Подросток, изучающий морское дело.    (Юнга)

 4) Как называют повара на флоте?  (Кок)

 5) Утренняя команда в армии.   (Подъем)

 6) Про кого говорят, что он ошибается только один раз?  (Сапёр)

 7) Какие войска ушли в отставку?   (Конница)

 8) Как называются наплечные знаки военного?   (Погоны)

 9) Что означает слово «таран»?  (Лобовое столкновение самолетов или      танков)

10) Какие виды холодного оружия вы знаете?  (Штык, сабля, кинжал,       кортик…)

11) Год рождения Красной Армии.   (1918)

12) Какое лекарственное растение используют при ушибах, ссадинах?      (Подорожник). 

5. «Патроны на передовую». Инвентарь: ложка и шарик для настольного тенниса по количеству команд. По сигналу участники команд по очереди проносят шарик в ложке на вытянутой руке до поворота и обратно, после чего передают эстафету следующему.

6. «Уборка». Инвентарь: швабра и набивной мяч на команду. По сигналу игрок выполняет ведение мяча при помощи швабры до стойки и обратно. После чего передаёт эстафету товарищу.

7. «Силачи».Конкурс капитанов. Инвентарь: верёвка и кегли по количеству участников. Игра на выбывание. По сигналу каждый пытается схватить кеглю, взявший последним выбывает из игры.

8.  «Один за всех и все за одного».Инвентарь: канат. Перетягивание  каната.

Ведущий:Вот и подошёл к концу наш конкурс. И пока жюри подводят итоги дружеских состязаний, давайте поздравим с праздником наших ребят – будущих солдат с Днём защитника Отечества!

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех!