Шагульскова Т.В.,

учитель начальных классов

МКОУ «Рогожинская ООШ»

городского округа г.Михайловка

Волгоградской области

В настоящее время наблюдается такая ситуация как безразличие людей к сознательному участию в социальных процессах. Это можно объяснить ослаблением патриотического воспитания подрастающего поколения. Чтобы исправить эту ситуацию необходимо изменить подход к методам патриотического воспитания школьников не только во внеклассной работе, но и в учебном процессе.

Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания является изучение истории родного края, его культуры и достопримечательностей. Краеведческий материал близок детям, он наглядный и конкретный.

Школьное краеведение предполагает всестороннее изучение родного края, которое можно организовать средствами уроков математики. При изучении краеведения встречается очень много чисел (даты, единицы измерения, …), которые является неотъемлемой частью математики.

Работа по формированию патриотических качеств учеников с помощью краеведческого материала можно организовать следующими способами. Основными направлениями патриотического воспитания  при обучении математике является урочная и внеурочная деятельность. При работе на занятиях математики способствовать патриотическому воспитанию можно следующими способами:

1. Сообщение историко-математических данных.

2. Проведение нестандартных уроков (можно интегрировать с уроками истории).

3. Подбор математических задач для занятий с учетом дидактических и методических требований, а также поставленной задачи патриотического воспитания.

4. Внеклассная работа.

Как известно, процесс обучения должен быть эмоциональным и вызывать положительные эмоции. Настроить на восприятие темы можно с помощью беседы, в процессе которой показать значение математики в жизни, рассказать о том, какую роль сыграли математики в истории нашей страны. По мнению Депмана И.Я. , включение в процесс обучения математики исторических сведений о математике своей Родины естественно развивают патриотические чувства и любовь к своей стране, к своему народы. На занятиях можно рассказывать о том, какую роль сыграли математики в ходе Великой Отечественной войне. Например, на занятиях по работе с таблицами можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных советскими математиками, которые использовались для авиационных операций дальнего действия.

Современное подрастающее поколение – это будущее нашей страны, будущие защитники Отечества. На занятиях необходимо освещать важность математики при освоении военной техники, при ориентировании на местности, при определении расстояния на глаз и т.д.

Чтобы текстовые задачи также оказывали воспитательное воздействие необходимо в их содержание включать исторические данные. Для этого надо разработать комплекс задач на героико-патриотическую тему.

Задачи, которые содержат в себе исторические сведения, расширяют кругозор учащихся и способствуют осознанному изучению математики. Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. При таком подходе занятие по математике становиться не просто работой по вычислению, заучиванию формул. К примеру,  можно решать задачи, посвящённые Великой Отечественной Войне, такие как:

Задача 1От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей.  Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?

Задача 2В Похоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольф Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-ой танковой армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?

Задача 3С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?

Во внеурочной работе по математике для формирования патриотических качеств могут быть использованы различные формы: экскурсия, фольклорные праздники, викторины, конкурсы, круглый стол и т.д. В план могут быть включены мероприятия по знакомству со старинными русскими мерами измерения, деньгами на Руси, календарными расчетами, русские счеты, геометрия в памятниках архитектуры и т.д.

Обучение математике нельзя сводить к освоению только правил, теорем, формул, вычислениям. Преподаватель обязан реализовать потенциал своего предмета для всестороннего развития своих обучаемых, воспитания в них важных человеческих качеств. Н.И. Пирогов говорил, что  «…наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется – иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно – другой важный элемент – воспитательный.  Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести».

Литература

  1. Гнеденко Б. В. Математика и математическое образование в современном мире/Б. В. Гнеденко.- М: Просвещение. 1985.
  2. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: 1974, т.2, — с.388-389
  3. Кордемский  Б. А. Великие жизни в математике/Б.А. Кордемский.- М: Просвещение. 1995
  4. Кожабаев К. Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе/К. Г. Кожабаев. - М: Просвещение. 1988.
  5. Сайт Федерации Интернет – образования - http://senter,fio.ru