Л.Е. Фомченкова,
воспитатель
МКДОУ «Новониколаевский детский сад №2 «Чебурашка»
ГЕРОИКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ
Ответ на вопрос « Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
Понятие «патриотическое воспитание» в детском саду вмещает в себя очень большое поле деятельности. Порой можно слышать такие реплики, что патриотическое воспитание малыши не способны воспринять. Ну а когда же, если не с раннего возраста закладывать в души и сердца детей любовь к маме и папе, ко всем близким ему людям, любовь к родной стране, природе, селу или городу? Вырастить патриотов своей страны возможно только тогда, когда ребенку в правильной форме с маленького возраста рассказывают о стране, в которой он живет, о людях, прославивших её, о героях, защищавших родину в разные времена от нашествия завоевателей.
К сожалению, в годы перестройки и хаоса в стране все те ценности, о которых было сказано выше, были принижены, и наше общество «потеряло», в некоторой степени, поколение молодых людей. В их головах произошла переоценка ценностей, произошла смена кумиров, в качестве образца стали выступать не вечные истины и доблести, а криминальная и прочая сомнительная героика.
Патриотизм в сегодняшнем ДОУ направлен на воспитание в ребенке тех нравственных качеств, которые впоследствии помогут «вырастить» чувство ответственности, любовь, интерес к своей стране. А также - трудолюбие, желание доводить дело до конца; ощущение принадлежности своей земле, своему народу; чувство и сознание собственной востребованности и независимости в родной стране.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, достойного той страны, в которой он живет. Опыт работы в ДОУ подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем отличается она от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни за будущие поколения. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств: беседы о Родине, родном городе, о природе, о знаменитых и выдающихся людях; чтение книг на патриотические темы; соответствующий подбор песен и стихов для заучивания, целенаправленные игры, личный пример наших героев – земляков, родителей. На детей сильное впечатление производят рассказы о героях Великой Отечественной войны, героях других воин, героях труда, спорта, космоса.
Тема патриотического воспитания всегда имела место в работе нашего детского сада, но в последние годы она получила новый виток своего развития. Мы всегда помним о том, что особенности дошкольного возраста – эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Неоднократно приходилось наблюдать, как ребенка волновал только что услышанный рассказ о героическом поступке, но через небольшое время на эти впечатления накладываются другие, и возникшие первые чувства угасают. Когда же работа ведется в системе, в сознании детей остается самое главное – чувство гордости за человека, совершившего подвиг, и формируется понятие сопричастности.
Знакомство с героическим прошлым нашей страны, нашего народа начинается со знакомства с былинными героями, которые своими корнями уходят в далекое прошлое. Конечно, понимание «очень давно» у дошкольников не воспринимается в той мере «как давно это было», но знания о том, что нашу землю защищали от врагов богатыри Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, остаются . Наша задача состоит в том , чтобы показать образ защитника Родины через реально существовавшие исторические личности – былинных и сказочных богатырей, образ которых отражен и в творчестве А. С. Пушкина, в его замечательных сказках.
Много героев дала наша страна в разные годы своей истории. Охватить всех их в работе ДОУ невозможно, да и не ставится такая задача, но знать героев Великой Отечественной войны дети должны. Этот период наиболее близок нынешнему поколению детей. Такие памятные даты как День Сталинградской битвы, День Победы в Великой Отечественной войне, День Защитников Отечества являются самыми значимыми в работе с детьми. В нашем детском саду в последние годы набирает силу проектная деятельность. И я считаю, что знакомить дошкольников с героическим прошлым лучше всего таким образом. Данная технология позволяет охватить наибольшую сферу деятельности. В неё входит и работа с детьми, и работа с родителями, привлекаются различные структуры города, непосредственно сами герои проекта – участники ВОВ, их родственники; наглядным материалом становятся фотодокументы, воспоминания бывших участников войны, и что самое ценное – дети вместе со взрослыми заняты поисковой деятельностью. В ходе подобной работы обобщаются и расширяются знания детей об истории ВОВ, даются представления о героях – земляках, защищавших родную страну от фашизма. На наглядных примерах и конкретных делах (экскурсии, возложение цветов к памятникам) дети подводятся к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, и что память о них жива и по сей день, что в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Дети узнают, что любой подвиг правительство оценило по достоинству определенной наградой: медалью «За отвагу», «За боевые заслуги», « За оборону Сталинграда» « За оборону Москвы»; орденом Красной звезды, орденом Красного Знамени, орденом Славы…
Во время поисковой и исследовательской деятельности дошкольники узнают от своих родителей, прабабушек и прадедушек истории о войне и о конкретном участии в ней своих прадедов. Правда о войне,услышанная от родных, воспринимается ближе и понятнее. А сколько гордости испытывает мальчишка, принося в детский сад те самые медали и ордена, которые заслужил его прадед в бою!
Осуществляя подобные проекты, мы формируем представления о героизме, воспитываем у детей эмоциональное положительное отношение к воинам, уточняем и расширяем представления о защитниках страны в годы ВОВ. В ходе проекта у детей формируется правильное отношение к войне, малыши учатся рассуждать, договариваться друг с другом. Война – это беда, это несчастье для многих людей, «Легко про войну слушать, да тяжело видеть». Проекты героика – патриотической направленности помогают воспитывать в детях гордость за свой народ, армию, желание встать на защиту своей страны, быть такими же храбрыми и мужественными, как герои прошлых лет.
Уходят из жизни ветераны ВОВ, их остается всё меньше и меньше. Мы в своей работе стремимся воспитать в детях уважение к ветеранам войны и желание сказать при встрече «спасибо» каждому, кто еще жив.
Воспитателями нашего детского сада были осуществлены такие проекты героико – патриотической направленности: «Бессмертен подвиг Сталинграда» [воспитатель первой категории Шурыгина Г. Н], « Дедушкина медаль» [воспитатель первой категории Чернова Л. В], « Ваш подвиг будет жить в веках» [воспитатель первой категории Синило Г. А].
Ниже приводится конспект итогового занятия « Ваш подвиг будет жить в веках»:
Программное содержание:
¾ расширить представления детей о героических подвигах нашего народа в годы ВОВ;
¾ расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
¾ познакомить с участниками войны – земляками родного поселка - их подвигами и заслугами;
¾ закрепить знания о том, что в 1941 году фашистская Германия напала на Советский союз;
¾ закрепить умение детей самостоятельно выражать свои чувства и высказывать пожелания ветеранам Великой Отечественной войны;
¾ формировать чувство гражданственности;
¾ воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны;
¾ воспитывать чувство гордости за свой народ, за свою Родину;
¾ воспитывать патриотические чувства.
Методы и приемы:
¾ словесный – слово воспитателя, рассказы детей; диалог воспитателя и детей, пожелания детей ветеранам войны;
¾ действенный – слушание отрывка из произведения Д. Шостаковича «Седьмая симфония»; рисование памятников и обелисков; исполнение песни « Солнечный круг»;
¾ художественное слово – чтение стихов;
¾ демонстрация – рассматривание фотографий, иллюстраций;
Ход занятия.
Воспитатель рассаживает детей полукругом.
Слово воспитателя: в 1941 году на Советский Союз( так называлась тогда наша страна) напала фашистская Германия. Весь наш народ , от мала до велика ,поднялся на защиту своей Родины.
(Звучит « Седьмая симфония» Д. Шостаковича).
Воспитатель:какие чувства возникают у вас слушая это произведение?
Ответы детей.
Воспитатель: да, действительно, становится страшно, так и кажется, что сейчас произойдет что – то ужасное.
Ребенок читает стихотворение:
Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
Услышав клич земли,
На фронт солдаты Родины ушли!
Отважно шли солдаты в бой
За каждый город и за нас с тобой!
Воспитатель:эта война длилась долгих четыре года, и 9 мая 1945 года война закончилась победой нашего народа. Дети, к какому празднику готовится наша страна ?
Ответы детей.
Воспитатель:именно в этот день 65 лет назад закончилась Великая Отечественная война победой над фашистской Германией.
65 лет – это дальние дали
Буд то в дымке туманной видны
И давно уже взрослыми стали
Мы, рожденные после войны.
Жизнь мечтаний полна и свершений
И прекрасен, и легок наш путь,
Но не знавшие войн поколенья,
Никого, ничего не забудь!
Воспитатель:День Победы – это «радость со слезами на глазах» . Как вы можете объяснить эти слова?
Ответы детей.
Воспитатель: верно, в этот день и радость, и скорбь рядом. А отчего в этот день радость?
Ответы детей.
Воспитатель: а от чего скорбь и печаль?
Ответы детей.
Воспитатель: люди разных национальностей - и стар, и млад, встали на защиту Отечества. Ушли на фронт и наши земляки. Среди них были ваши прабабушки и прадедушки (тогда они были очень молоды). Война была очень жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод.
(Обращает внимания детей на иллюстрации военного характера). Погибло более 20 миллионов человек. Советские солдаты храбро и мужественно защищали свою Родину. ( Обращает внимание детей на иллюстрацию « На пепелище»). Огромное количество подвигов совершил наш народ во время войны. Дети, давайте вспомним, каких героях ВОВ вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: эти герои жили далеко от нас, но их знает вся страна. В нашем поселке живут ваши прадедушки и прабабушки, они тоже защищали нашу землю от фашистов. У кого из вас воевали ваши прадедушки?
(Рассказы детей о своих родных, видеодемонстрация фотографий их родственников).
Воспитатель: все эти люди, о которых мы с вами говорили сегодня, совершили подвиг. Дети, а как вы думаете, что такое подвиг?
Ответы детей.
Воспитатель: как называют человека, совершившего подвиг?
Ответы детей.
Воспитатель: День Победы является главным праздником нашей страны. Нашего народа. И вот уже 65 лет весь наш народ свято чтит память погибших воинов и чествует тех, кто остался в живых и живет по сей день. Дети, а вы знаете, как принято отмечать этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель:в нашем поселке есть парк, который называется « 30 лет Победы», где находится памятник « Неизвестному солдату» и мы, ни раз, с вами там бывали. Этот памятник был поставлен людям, которые погибли во время бомбежки 25- 26 июля 1945года. Погибло более 40 мирных жителей. А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд. ( Помещает кроссворд перед детьми).
Я |
Ь |
Послушайте загадки:
Верный друг его собака, он границу бережёт. ( Пограничник).
Воспитатель: назовите первую букву в этом слове? Давайте запишем букву «П» в первую клетку.
Из пушки метко он стреляет, Россию нашу защищает. ( Артиллерист).
Воспитатель: назовите первую букву этого слова и запишите её во вторую клетку.
Он в бескозырке белой на палубе стоит. ( Моряк).
Воспитатель:первую букву этого слова запишем в третью клетку.
Он на своем коне железном проскачет быстро и везде. ( Танкист).
Воспитатель: и буковку «т» запишем в последнюю свободную клеточку.
А теперь все вместе прочтем слово « Память».
Воспитатель:Как вы понимаете это слово?
Ответы – рассуждения детей.
Воспитательобобщает ответы детей: народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою Родину, возводит памятники, слагает стихи и песни, их именами называют города, улицы, парки. Мы с вами сейчас превратимся в художников и попробуем изобразить памятник, который вы бы хотели видеть в нашем поселке.
Дети рисуют памятники, обелиски.
По окончании работы рисунки вывешиваются для рассматривания.
Воспитатель: дети, скоро праздник День Победы, что бы хотели сказать нашим ветеранам?
Высказывания детей.
Ребенокчитает стихотворение:
Сверкают ордена, блестят медали – сегодня вновь вы молодыми стали.
За Родину, за мир и счастье снова жизнь отдавая, в бой идти готовы!
Вы победители, вы гордость всей страны, сыны отважные, и дочери войны! Пусть каждый день ваш будет радостным и светлым, мы не забудем подвиг ваш бессмертный!
В заключение дети исполняют песню « Солнечный круг»